Если говорить кратко, то к наиболее действенным средствам лечения душевных болезней и подлинности можно отнести следующее:
1 — Ведение по правильному пути к единобожию, в то время как заблуждения и многобожие относятся к числу основных причин, приводящих человека к подавленности.
2 — Свет истинной веры, направляемый Аллахом в сердце раба, в сочетании с благими делами.
3 — Полезное знание, ибо чем шире знание раба, тем больше радости и свободы он ощущает.
4 — Обращение и возвращение к Аллаху, слава Ему, любовь к Нему всем сердцем, устремленность к Нему и ощущение наслаждения от поклонения Ему.
5 — Постоянное поминание Аллаха при любых обстоятельствах и во всех местах, поскольку такое поминание оказывает удивительное воздействие, приводя человека к радости и счастью и способствуя исчезновению беспокойства и скорби.
6 — Оказание разного рода благодеяний людям, поскольку щедрый и творящий добро человек испытывает наибольшую радость, душевное спокойствие и счастье сердца.
7 — Проявление смелости, так как смелый человек является радостным и свободным.
8 — Избавление сердца от порочности, иначе говоря — от порицаемых качеств, которые приводят к подавленности и мучениям. Речь идет, например, о завистливости, ненависти, злобе, враждебности и несправедливости, ведь порочность любой вещи является тем недостатком, который портит ее. Сообщается, что однажды пророка (саллаЛлаху аляйхи ва саллям) спросили о том, кто является достойнейшим из людей, на что он ответил: «Таким можно считать любого, у кого сердце выметено, а язык правдив». Люди сказали: «Мы знаем, что такое правдивый язык, но что такое выметенное сердце?» Он ответил: «Это благочестивое и чистое сердце, в котором нет ни греха, ни распутства, ни злобы, ни зависти» (Ибн Маджа).
9 — Отказ от излишних взглядов, слов, выслушивания, общения, еды и сна, поскольку отказ от всего этого приводит к избавлению от подавленности.
10 — Занятость полезными делами или науками, так как занятость вещами такого рода отвлекает сердце от того, что его беспокоит.
11 — Озабоченность делами сегодняшними и отказ от забот о будущем и печали по прошлому, так как если раб станет добиваться того, что будет полезным для его религии и его мирских дел, просить Господа своего об успешном достижении своих целей и обращаться к Нему за помощью в этом, то это поможет ему забыть о том, что заботит и печалит его.
12 — Следует обращать внимание на тех, у кого состояние и материальное положение хуже, а не лучше, чем у тебя.
13 — Следует забыть обо всем неприятном, что уже прошло и к чему невозможно вернуться, и совершенно не думать об этом.
14 — Если раба постигает какое-либо несчастье, то ему следует стремиться смягчить его, постаравшись определить, к какому наихудшему исходу это может привести, и избежать этого по мере своих возможностей.
15 — Сердце должно обладать определенной силой и не поддаваться воображению, приводящему его к дурным мыслям. Не следует также впадать в гнев или считать, что все хорошее исчезнет и случится нечто неприятное, но необходимо полагаться на Аллаха Всемогущего и Великого, заниматься чем-либо полезным и просить Аллаха о прощении и исцелении.
16 — Сердце должно полагаться на Аллаха, уповать не Него и придерживаться хорошего мнения о Преславном и Всевышнем, так как воображение не оказывает воздействия на тех, кто уповает на Аллаха.
17 — Разумный человек знает, что его правильная жизнь очень коротка, и поэтому он не укорачивает ее заботами и неумеренным беспокойством, так как это несовместимо с понятием правильной жизни.
18 — Если человека постигнет нечто неприятное для него, пусть он сравнит это с тем благим, что выпало на его долю в религиозных и мирских делах, благодаря чему для него станет ясно, сколь много благ ему досталось. Точно также ему следует сравнить то, от чего вреда он опасается, с множеством возможностей избежать этого и не допустить того, чтобы малая вероятность возобладала над многими иными, благодаря чему его заботы и страхи исчезнут.
19 — Известно, что обиды, наносимые людьми, не могут нанести вреда человеку, особенно если речь идет о дурных словах, наоборот, они могут повредить только самим же этим людям, поэтому не следует, ни обращать, ни думать об этом, чтобы подобное и в самом деле не повредило.
20 — Следует думать о том, что может принести человеку пользу в его религиозных и мирских делах.
21 — Рабу не следует стремиться к благодарности от людей за то добро, что он делает им. Он должен ожидать благодарности только от Аллаха, зная о том, что это имеет отношение к тому, что касается лишь его и Аллаха, и не придавая значения благодарности тех, кому он оказывает благодеяния. Аллах Всевышний сказал:
«Мы ведь кормим вас только ради лика Аллаха и не ждем от вас ни воздаяния, ни благодарности!» (Человек, 9).
И это подтверждается на примере взаимоотношений с членами семьи и детьми.
22 — Нужно поставить себе целью совершение полезных дел и стремиться к осуществлению этой цели, отстраняясь от всего вредоносного и не занимая ничем подобным свои помысли.
23 — Следует улаживать свои дела как можно быстрее, чтобы быть свободным от них в будущем и сохранить для будущих дел силу мышления и энергичность.
24 — Следует выбирать из полезных дел и наук наиболее важные, и это в первую очередь касается того, что является особенно желанным для человека, которому необходимо обратиться за помощью к Аллаху, а потом посоветоваться с людьми, и если выясниться полезность этого дела и человек решится на него, пусть положится на Аллаха.
25 — Необходимо говорить о явных и тайных милостях Аллаха, ибо знание этого и разговоры об этом является тем, посредством чего Аллах изгоняет заботы и печали и побуждает раба к благодарности.
26 — Необходимо строить свои взаимоотношения с женой, родственником и любым из тех, с кем ты имеешь дело, на основе сравнения недостатков человека, если ты обнаружишь таковые у него, с его достоинствами, ибо это позволит поддерживать общение и приносить радость, ведь пророк (с.а.в) сказал: «Не следует верующему мужчине ненавидеть верующую женщину, ибо если какая-то из черт ее характера ему не нравится, то он останется доволен другой чертой» (Муслим).
27 — Обращение к Аллаху с мольбой о ниспослании блага во всех делах. Лучше всего при этом говорить:
اللَّهُمَّ أَصْلِحْ لِي دِيني الَّذِي هُوَ عِصْمَةُ أَمْرِي,وَ دُنْيَايَ الَّتَي فِيها مَعَاشِي, وَ آخِرَتِي الَّتِي إِاَيْها مَعَادِي, وَاجْعَلِ الحَياةَ زِيَادَةً لِي فِي كُلِّ خَيْرٍ,وَ المَوْتَ رَاحَةً لِي مِنْ كُلِّ شَرٍّ.
(Аллахумма Аслиh лИ дИнИ лляthИ хува ‘исмату АмрИ,ва дуньЯЯ ллятИ фИхА ма’АшИ, ва ĀкхиратИ ллятИ ИляйхА ма’АдИ,ва дж’алиль hаЯтА зиЯдатан Ли Фи кулли кхайр,валь мавта рАhатан лИ мин кулли шарр.)
«О Боже, приведи меня к благу в моей религии, которая является моей защитой, и в мире этом, в котором проходит моя жизнь, и в мире ином, куда я вернусь, и сделай для меня жизнь эту увеличением всякого блага, а смерть — отдыхом для меня от всякого зла». А также:
اللَّهُمَّ رَحْمَتَكَ أرْجُو فَلاَ تَكِلْنِي إِلى نَفْسي طَرْفَةَ عَيْنٍ وَ أَصْلِحْ لِي شَأْنِي كُلَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ.
(Аллахумма раhматакя АрджУ фалЯ такильнИ ИлЯ нафсИ тарфата ‘айнин ва Аслиh лИ ша-нИ кулляху лЯ ИлЯха ИллЯ Анта)
«О Боже, милости Твоей прошу, не вверяй меня душе моей ни на мгновение и приведи меня к благу во всем, ведь нет божества, кроме Тебя».
28 — Борьба на пути Аллаха, так как пророк (саллаЛлаху аляйхи ва саллям) сказал: «Сражайтесь на пути Аллаха, ибо поистине, борьба на пути Аллаха является вратами из числа райских врат и посредством ее Аллах избавляет от забот и печалей» (Ахмад, аль-Хаким).
Все вышеупомянутые методы и средства полезны для лечения душевных болезней и наиболее эффективны как метод избавления от внутреннего беспокойства для тех, кто размышляет о них и применяет эти методы, будучи искренним. Используя эти методы, знатоки ислама успешно применяли их для лечения многих больных, страдавших душевными болезнями и расстройствами, а Аллах сделал их весьма полезными.
Са’ид бин Али аль-Кахтани