Сообщается, что аль-Микдам ибн Маъдикариб сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
ما مَلأ آدميٌّ وِعاءً شَرّاً مِنْ بَطْنٍ ، بِحَسْبِ ابنِ آدمَ أَكَلاتٌ يُقِمْنَ صُلْبَهُ ، فإنْ كَانَ لا مَحالَةَ ، فَثُلُثٌ لِطعامِهِ ، وثُلُثٌ لِشَرابِهِ ، وثُلُثٌ لِنَفسه
«(Никогда) не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево. Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть – для питья, а ещё треть (останется пустой) для (лёгкости) дыхания» (хадис привели имам Ахмад, ат-Тирмизи (сказал, что хадис хороший – хасан), ан-Насаи и Ибн Маджа).
Имам Ахмад и ат-Тирмизи передали этот хадис со слов Яхьи ибн Джабира ат-Таи, от аль-Микдама. Ан-Насаи передал его через этих людей и через других — со слов Салиха ибн Яхьи ибн аль-Микдама, со слов его деда. Ибн Маджа передал его со своим иснадом, и у хадиса есть другие передатчики.
Данный хадис был передан вместе с упоминанием его причины. Абуль-Касим аль-Багави передал в своем «Муъджаме» хадис от Абдуррахмана ибн аль-Мураккаъ, который сказал: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم завоевал Хайбар, когда он был покрыт зеленью и фруктами. Люди бросились на фрукты, и их сломила лихорадка. Они пожаловались Посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, и Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
إنّما الحمى رائدُ الموت وسجنُ الله في الأرض ، وهي قطعةٌ من النار ، فإذا أخذتكم فبرِّدوا الماء في الشِّنان ، فصبُّوها عليكم بين الصَّلاتين
«Жар (лихорадка) — это слуга смерти и тюрьма Аллаха на земле, и это часть Огня. Если он одолеет вас, остужайте воду в бурдюках и обливайтесь ею между двумя намазами» (он имел в виду Магриб и Иша-намазы). Абдуррахман рассказывал: «Они сделали так, и жар покинул их, и Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
لم يخلُقِ الله وعاءً إذا مُلِئَ شرّاً من بطن ، فإن كان لابدَّ ، فاجعلوا ثُلُثاً للطَّعام ، وثُلثاً للشَّراب ، وثُلثاً للرِّيح
«Аллах не сотворил наихудшего сосуда (если он наполнится), чем желудок. Поэтому если неизбежно (его наполнить), сделайте так, чтобы треть была для еды, треть — для питья и треть — для воздуха».
Этот хадис является принципом, объединяющим в себе все основы медицины. Передается, что врач Ибн Аби Масавейх сказал после прочтения данного хадиса в книге Абу Хейсамы: «Если бы люди использовали эти слова, они смогли бы спастись от болезней, и лечебницы и аптеки простаивали бы без работы». Он сказал это только потому, что основа всех болезней — расстройство желудка. Раньше говорили, что «основа каждой болезни — расстройство желудка». Это высказывание передавалось как хадис марфуъ, что недостоверно.
Аль-Харис ибн Каляда, «доктор арабов», говорил: «Диета — глава всего лечения, а чревоугодие — глава всех болезней». Эту фразу тоже передавали как хадис, но так же не обоснованно.
Аль-Харис также сказал: «Причиной смерти людей и гибели хищников в природе стало введение одной пищи поверх другой — до того, как первая переварится».
Другой человек сказал: «Если бы обитатели могил были бы спрошены: «Какова причина наступления ваших сроков смерти?», они бы ответили: «Расстройство желудка».
Ниже приводятся некоторые преимущества употребления малого количества пищи и отказа от насыщения с целью сохранить тело в хорошем здравии.
Что касается пользы для сердца и его блага, то небольшое количество еды влечет за собой мягкость сердца, глубокое понимание, смиренность, а также ослабляет гнев и страсть. Большое же количество еды приводит ко всему противоположному.
Аль-Хасан сказал: «О сын Адама! Треть своего желудка заполняй едой, треть — питьем, а треть оставляй для дыхания и размышления».
Аль-Марвази сказал: «Абу Абдуллах (т.е. имам Ахмад) уделял особое внимание голоду и бедности, и я спросил его: «Будет ли человек награжден за отказ от своих страстей (в еде и питье)?» Он ответил: «Как же он может быть не награжден за это, если Ибн Умар говорил: «Я не доедаю вот уже четыре месяца?» Я сказал Абу Абдулле: «Может ли человек ощутить мягкость сердца, если будет наедаться?» Он ответил: «Я так не думаю».
Аль-Марвази передал от Абу Абдуллы слова Ибн Умара с разными иснадами. Также он передал от Ибн Сирина, что один человек предложил Ибн Умару: «Не принести ли тебе джава̀риш?» Ибн Умар спросил: «А что это?» Человек ответил: «Нечто, что поможет переварить еду, которую ты поел». Ибн Умар сказал: «Я не ел досыта уже четыре месяца, и это было не из-за того, что я не мог бы наесться, а из-за того, что встречал людей, которые голодали чаще, чем ели досыта».
С иснадом, восходящим к Нафиъ, передается, что один человек пришел к Ибн Умару с джава̀ришем, и Ибн Умар спросил его: «Что это?». Тот ответил: «Джавариш — средство, помогающее пище усвоиться». Ибн Умар спросил: «И что мне с ним делать? Иногда проходит месяц, в течение которого я ни разу не ем досыта».
Существует другая цепочка передач, в которой сказано, что один человек обратился к Ибн Умару: «Абу Абдуррахман! Твоя плоть ослабла, ты постарел, и люди, которые сидят с тобой, не признают твоё право и не оказывают тебе честь. Сказал бы ты своей семье приготовить что-нибудь для тебя к твоему приходу, — этим они смогли бы проявить свою заботу о тебе». Ибн Умар ответил: «Горе тебе! Клянусь Аллахом, я ни разу не ел досыта вот уже одиннадцать, двенадцать, тринадцать или четырнадцать лет, и от меня осталось то, что осталось (немногое)».
От Амра ибн аль-Асвада аль-Анси передается, что он редко наедался, боясь высокомерия.
Ибн Абид-Дунья привел в книге «аль-Джуъ (Голод)» от Нафиъ, что Ибн Умар сказал: «Я не наедался досыта с тех пор, как принял Ислам».
Также он привел слова Мухаммада ибн Васиъ: «Тот, кто мало ест, больше разумеет и вразумляет, очищается и очищает других. Ведь большое количество еды отягощает человека и не дает ему осуществить многое из того, что он хочет».
Абу Убейда аль-Хаввас говорил: «Погибель твоя – от сытости, а счастье – в твоем голодании. Когда ты насытишься, ты отяжелеешь и будешь спать, и твой враг застигнет тебя врасплох. Если же ты будешь пребывать в состоянии голода, ты будешь всегда начеку».
Амр ибн Кайс сказал: «Остерегайтесь чревоугодия – воистину, оно ожесточает сердце».
Саляма ибн Саид сказал, что человек считал, что быть толстым так же позорно, как и грешить.
Один из ученых сказал: «Если у тебя большой живот, считай себя хронически больным, пока не похудеешь».
Ибнуль-Аъраби сказал: «Арабы говорили, что человек не может быть толстым и решительным одновременно».
Абу Сулейман ад-Дарани сказал: «Если ты желаешь чего-либо из дуньи и ахирата, не ешь, пока не получишь это. Поистине, еда изменяет разум».
Малик ибн Динар сказал: «Не подобает верующему, чтобы живот был главной его заботой, и чтобы его страсть одерживала над ним верх».
Также он говорил: «Аль-Хасан ибн Абдуррахман сказал, что аль-Хасан и другие сказали: «Первым испытанием вашего праотца Адама, мир ему, была еда, и это также и ваше испытание вплоть до Судного дня». Он сказал: «Также говорили, что тот, кто совладал со своим животом, тот совладал со всеми благими деяниями, и что мудрость не селится в наполненном желудке».
Абдулазиз ибн Аби Раввад сказал: «Говорили, что малое количество пищи способствует стремлению к благодетели».
Кусам аль-Абид говорил: «Говорили, что чем меньше еды у человека, тем мягче его сердце и влажнее глаза».
Абдуллах ибн Марзук сказал: «Нет лучшего средства против надменности, чем продолжительный голод». Абу Абдуррахман аль-Умари аз-Захид спросил: «И какова, по-твоему, должна быть его продолжительность?» Он ответил: «Чтобы человек никогда не наедался досыта». Он спросил: «И как же на это способен тот, кто живет на этом свете?» Абдуллах ибн Марзук ответил: «О Абу Абдуррахман, нет ничего легче для аулия (приближенных к Аллаху — от пер.) и для тех, кого Аллах наставил на путь поклонения! Такой человек ест, но не досыта, и это и есть продолжительное голодание».
На это похожи слова аль-Хасана: когда одному из его спутников предложили еду, тот сказал: «Я съел столько, что не смог бы съесть еще больше». Тогда аль-Хасан сказал: «Субханаллах! Разве мусульманин может наесться до состояния, когда уже не может съесть еще больше?!»
Сообщается также, что Абу Имран аль-Джауни сказал: «Раньше говорили, что если кто-то хочет осветить свое сердце, пусть уменьшит количество своей еды».
Усман ибн Заида сказал: «Суфьян ас-Саури написал мне: «Если хочешь, чтобы твое тело оставалось здоровым, а сон был непродолжительным, употребляй поменьше еды».
Ибн ас-Саммак сказал: «Один человек был наедине со своим братом и сказал: «Брат, мы слишком мало значим для Аллаха, чтобы Он держал нас голодными; Он держит голодными только своих аулия (приближенных)».
Абдуллах ибн аль-Фарадж сказал: «Я сказал Абу Саиду ат-Тамими: «Может ли есть досыта тот, кто боится (Аллаха)?», — и он ответил: «Нет». Я сказал: «А может ли есть досыта тот, кто стремится (к Аллаху)?» Он опять ответил: «Нет».
О Рияхе аль-Кайси передается, что однажды перед ним поставили еду, и он поел с нее. Кто-то сказал: «Ешь еще, мне кажется, ты не наелся». Риях воскликнул: «Как я могу есть досыта в дни этой жизни, когда дерево Заккум — еда грешников — стоит передо мной?» Тогда человек убрал ту еду, которая была перед ним, и сказал: «Ты придерживаешься одного мировоззрения, а мы — другого».
Аль-Марвази сказал: «Один человек сказал мне: «Где этот счастливец?» (имея в виду Ахмада). Я спросил: «В чем же его счастье?» Он ответил: «Разве он не находит себе хлеба, чтоб поесть? И у него есть жена, с которой он находит успокоение и занимается любовью?» Я упомянул эти слова Абу Абдулле, и он сказал: «Тот человек сказал правду», — и он начал произносить слова «поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». Затем он сказал: «Воистину, мы едим досыта».
Бишр ибн аль-Харис сказал: «Я не ел досыта пятьдесят лет».
Также он говорил: «Сегодня человеку не следует есть досыта халяльную еду, потому что когда он насытится, его душа призовет его к чему-то харамному. Так как же он будет есть эту скверну?«
Ибрагим ибн Адхам сказал: «Тот, кто удерживает свой желудок, удержит в порядке и свою религию. Тот, кто контролирует свой голод, обладает хорошими нравственными качествами. Ослушание Аллаха находится далеко от голодного человека и близко к тому, кто ест досыта. Полный желудок убивает сердце, и от этого происходит чрезмерная радость и смех».
Абу Сулейман ад-Дарани говорил: «Когда душа голодна и хочет пить, сердце очищается и смягчается. Когда же она ест и пьет досыта, сердце слепнет».
Он сказал: «Ключ к этому миру – насыщение, а ключ к ахирату — голод. Основа всякого блага в этом мире и в следующем — это боязнь Аллаха. Аллах дает этот мир тем, кого Он любит, и тем, кого Он не любит. Голод у Него – это одно из запрятанных сокровищ, и Он дает его только тем, кого любит. Для меня лучше воздержаться от кусочка еды на ужине, чем съесть его и простоять всю ночь в молитве».
Аль-Хасан ибн Яхья аль-Хушани сказал: «Кто хочет, чтобы его слезы были обильными, а сердце — мягким, пусть ест и пьет так, чтобы всё это наполнило половину его желудка». Ахмад ибн Абиль-Хавари сказал: «Я рассказал это Абу Сулейману, и он ответил: «В хадисе говорится «треть для еды и треть для питья», и я думаю, что эти люди отчитали свои души и приобрели себе пользу на одну шестую часть (т.е. увеличили награду в размере шестой части)».
Мухаммад ибн ан-Надр аль-Хариси сказал: «Голод побуждает человека к благочестию так же, как чревоугодие побуждает его к тщеславию».
Аш-Шафии говорил: «Я не ел досыта шестнадцать лет, кроме как однажды, когда я вырвал, потому что сытость делает тело тяжелым, забирает проницательность, вызывает сонливость и делает человека ленивым в поклонении».
Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم рекомендовал уменьшить количество еды; в хадисе от аль-Микдама он сказал:
حسبُ ابن آدم لقيمات يُقمن صلبه
«Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы». В двух «Сахихах» передается, что он صلى الله عليه وسلم сказал:
المؤمنُ يأكل في مِعًى واحدٍ ، والكافرُ يأكل في سبعة أمعاء
«Верующий ест за одного, а кафир — за семерых». Имеется в виду, что верующий ест по шариату, поэтому ест за одного, а кафир, следуя за своими страстями и неумеренными желаниями, ест за семерых.
Наряду с рекомендацией есть мало и довольствоваться небольшим количеством еды, Пророк صلى الله عليه وسلم рекомендовал делить еду с другими, сказав:
طعامُ الواحدِ يكفي الاثنين ، وطعامُ الاثنين يكفي الثَّلاثة ، وطعامُ الثلاثة يكفي الأربعة
«Еды для одного будет достаточно для двоих, еды для двоих хватит троим, а еды для троих будет достаточно для четверых».
Самое лучшее – когда верующий выделяет треть желудка для еды, треть для питья и оставляет еще одну треть для дыхания, как сказал Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم в хадисе от аль-Микдама, потому что большое количество питья вызывает сон и портит еду. Суфьян сказал: «Ешь, что пожелаешь, но не запивай, ведь если не запьешь, то не уснешь».
Некоторые из саляфов рассказывали: «Молодые люди из бану Исраиль совершали поклонение. Когда они разговлялись, среди них вставал человек и говорил: «Не ешьте много, а то будете много пить, много спать и много потеряете».
Пророк صلى الله عليه وسلم и его сподвижники много голодали и мало ели того, чего хотели. И даже если это было из-за отсутствия еды, в любом случае Аллах выбирает для Своего посланника наиболее совершенные и лучшие состояния и положения. Поэтому Ибн Умар подражал им в этом, хотя мог достать еды, и так же до него поступал и его отец.
В двух «Сахихах» приводится, что Аиша сказала: «С тех пор, как Мухаммад صلى الله عليه وسلم приехал в Медину и до самой его смерти, членам его семьи никогда не приходилось есть пшеничного хлеба досыта в течение трех дней подряд». В риваяте у Муслима она сказала: «Вплоть до самой смерти Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم не ел ячменного хлеба досыта в течение двух дней подряд».
Аль-Бухари привел хадис от Абу Хурейры, в котором он сказал: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم не ел досыта три дня подряд до самой своей смерти».
Он также сказал: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم покинул эту дунью, так и не наевшись ячменного хлеба».
В «Сахихе» Муслима приводится, что однажды Умар выступил с проповедью и упомянул о благах этого мира, которые достались людям. Он сказал: «А я видел, как Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сгибался (от голода) целый день, в течение которого он не мог найти даже самых плохих фиников, чтобы насытиться ими».
Ат-Тирмизи и Ибн Маджа привели хадис Анаса от Пророка صلى الله عليه وسلم, который сказал:
لقد أوذيت في الله وما يُؤذى أحد ، ولقد أُخِفْتُ في الله وما يخاف أحد ، ولقد أتت عليَّ ثلاث مِنْ بين يومٍ وليلةٍ وما لي طعامٌ إلا ما واراه إبط بلال
«Я пережил много неприятностей ради Аллаха, когда никто этих неприятностей не испытывал. Меня запугивали из-за Аллаха, когда остальные не боялись. И я пережил три дня и ночи, когда у меня не было другой еды, кроме той, что прятал подмышкой Биляль».
Ибн Маджа передал, что Сулейман ибн Сурад сказал: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم пришел к нам, и мы провели три дня, не имея возможности поесть».
Также он привел хадис от Абу Хурейры, в котором он сказал: «Посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم принесли горячую еду, и он поел. Когда он закончил, он сказал:
الحمدُ لله ، ما دخل بطني طعامٌ سخن منذ كذا وكذا
«Хвала Аллаху; в мой желудок не заходила горячая еда уже столько-то и столько-то времени».
Аллах и Его посланник порицали тех, кто последовал за страстями и желаниями. Всевышний Аллах сказал:
فَخَلَفَ مِنْ بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيّاً إِلاَّ مَنْ تَابَ
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись…» (сура «Марьям», 59-60).
Достоверно приводится, что Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
خيرُ القرون قرني ، ثم الذين يلونهم ، ثم الذين يلونهم ، ثم يأتي قوم يشهدون ولا يُستشهدون ، ويَنذِرُون ولا يُوفون ، ويظهر فيهم السِّمَنُ
«Лучшее поколение — это мое поколение, затем следующее за ним, а затем — следующее за ним. После них появятся люди, которые будут свидетельствовать, и их свидетельства не будут приниматься, будут давать обеты, но не будут выполнять их. И среди них распространится ожирение».
В «Муснаде» передается, что однажды Пророк صلى الله عليه وسلم увидел толстого мужчину и сказал, показывая ему на его живот:
لو كان هذا في غير هذا ، لكان خيراً لك
«Если бы это было другим, это было бы лучше для тебя»
Также в «Муснаде» передается от Абу Барзы, что Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
إنَّ أخوفَ ما أخافُ عليكم شهواتُ الغي في بطونكم وفروجكم ، ومُضلات الهوى
«Самое страшное из того, чего я боюсь за вас — низменные желания ваших желудков и половых органов и страсти, ввергающие в заблуждение».
В «Муснаде» аль-Баззара и у других передается от Фатимы, что Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
شرارُ أمتي الذين غذوا بالنَّعيم يأكلون ألوان الطعام ، ويلبسون ألوان الثياب ، ويتشدّقون في الكلام
«Наихудшие люди моей уммы — это те, кто купается в роскоши: они едят различные виды пищи, одеваются в разные виды одежд и излишествуют в речах».
Ат-Тирмизи и Ибн Маджа привели хадис, в котором Ибн Умар сказал: «Один человек рыгнул в присутствии Пророка صلى الله عليه وسلم, и он сказал:
كفّ عنا جُشاءك ، فإنَّ أكثرهم شبعاً في الدنيا أطولُهم جوعاً يوم القيامة
«Избавь нас от своей отрыжки. Поистине, самому длительному голоду в Судный день подвергнутся люди, которые были самыми насытившимися при жизни».
Ибн Маджа привел от Сальмана похожий хадис, и также его привел аль-Хаким от Абу Джухейфы, но иснады этих хадисов сомнительны.
Яхья ибн Манда привел в книге «Манакыбуль-имам Ахмад», что когда имама Ахмада спросили о высказывании Пророка صلى الله عليه وسلم «треть для еды, треть для питья и треть для дыхания», он сказал: «Треть для еды – это то, что было съедено в качестве питательных веществ (кут), треть для питья — это для сил, и треть для воздуха — это для души (руха), и Аллах знает лучше».
ابن رجب الحنبلي جامع العلوم والحكم
Ибн Раджаб Аль Ханбали (да помилует его Аллах)
Джами’ аль-улюм валь-хикам
Перевод Самира Умм Абдурахман