Боль при родах и ее подавление

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного

Методы подавления боли. Исторический обзор

В древности родовые боли, как зло, терзавшее женщину, относили к порче, насланной другими людьми или наказанию исходящему от сверхъестественных сил.
Уже в средние века при родах использовали отвар маковых головок или алкоголь. Однако применение этих напитков приносило лишь незначительное облегчение, сопровождаясь при этом серьезными нежелательными явлениями, прежде всего сонливостью и потерей самообладания. Здесь и далее, в продолжение всей истории применения средств для подавления боли при родах, используемых и в настоящее время, мы видим пример следования медицинской науки «по пути наименьшего сопротивления», т.е. ухода от самой женщины, ее переживаний, страхов и комплексов в сторону решения проблемы физиологическими методами. На степень психологической незащищенности и неподготовленности будущих матерей перед родами указывает то, с какой готовностью они соглашались и соглашаются на применение любых обезболивающих препаратов, не думая о возможных последствиях для себя и собственного ребенка.

19 апреля 1847 г. эдинбургский профессор Симпсон впервые применил эфирный наркоз для обезболивания родов. Осенью того же года метод был им же усовершенствован: вместо эфира был применен хлороформ. Интересно, что это знаменательное событие произошло именно в шотландском Эдинбурге — городе, в котором за 250 лет до этого была осуждена церковью и сожжена на костре леди Евфания Мак-Элайнт за попытку устранить боль при родах. В 1853 г. сама английская королева Виктория принимает решение рожать под хлороформным наркозом. Однако в течение последующего десятилетия большая популярность этого метода сменяется отказом от него, так как наркоз очень часто вызывает удушье у детей. Причиной удушья является то, что часть вещества, используемая при родах для наркоза роженицы, переходит в кровь плода, вызывая у него глубокий сон, который не удается прервать даже используя методы оживления. Длительный наркоз для устранения боли был использован и при родах будущего президента США Ф. Д. Рузвельта и, как пишет в своих мемуарах Сара Делано Рузвельт, при этом чуть не произошла трагедия: новорожденного с большим трудом удалось вернуть к жизни.

Можно предположить, что высокий интеллектуальный и образовательный уровень женщины не является защитой от страха перед болью при родах. Более того, подавляющее большинство женщин до сих пор считают родовую боль естественным явлением.

Мы полагаем, что представление о родах в муках в качестве своей психогенной природы имеет два фактора.

Во-первых, это описания рожавших и действительно переживших роды в болях женщин, которые таким образом создают глубокие установки на неизбежность родовых страданий у будущих матерей. Многие женщины могут вспомнить своих бабушек, которые говорили им о родах, как о «тяжелом часе», давая понять, что женщину при родах ждут тяжелые муки. Хотя следующая идея требует дальнейшей проработки, весьма вероятно, что в женской среде роды и связанное с ними страдание выступают в качестве важнейшего экзамена «на звание женщины», пройдя через который женщина получает право судить о мужчинах, о жизни и «женской доле».

Вторым источником порождения предродовых страхов, лежащим в плоскости христианской культуры, для многих женщин стали слова Библии о том, что «В болезней будешь родити чада» («Бытие», 1-ая книга Моисея). Понимая эти слова буквально женщины часто расценивали боль при родах как ниспосланную свыше самим Богом. Понятно, что такая позиция нередко мешала врачам в их считавшихся греховными усилиях ослабить родовые боли. Хотя лингвисты утверждают, что можно трактовать это выражение не только как боль, но в равной мере как работу, усердие, труд.

Во второй половине девятнадцатого века путешественники, посетившие районы Северной Америки, где жили индейские племена, констатировали факт легкого протекания беременности и безболезненных родов у туземок. Упоминания об этом встречаются в работах д-ра Фолкнера; позднее эти факты были обобщены д-ром Клигюттом, наблюдавшим роды женщин племени Кутенайсов. Д-р Клюгютт утверждает, что во время охоты, в которой принимали участие и женщины и дети, ему не раз приходилось видеть, как роженица, остановив на скаку коня и отойдя в сторону, расстилала на снегу накидку и спокойно рожала ребенка. Затем, завернув новорожденного в тряпки и не испытывая ни малейших симптомов послеродовой депрессии, женщина снова садилась на коня и догоняла своих соплеменников, которые частодаже не замечали, что у нее были роды.

Первые врачи, наблюдавшие подобные явления, безуспешно пытались найти причину столь легкого протекания и разрешения беременности в различиях сложения индейских и европейских женщин. Затем впервые был сделан вывод о том, что в рамках тяжелых условий жизни и необходимости выживания в суровых природных условиях женщины не позволяют себе проявлять родовые страхи и комплексы, что и обеспечивает легкий характер течения беременности и большей частью безболезненные роды. Заметим, что при этом родовые страхи скорее всего не подавляются и не загоняются женщиной в подсознание, а просто не существуют и, следовательно, не культивируются в данной среде. Можно предположить, что, в тяжелых условиях жизни отсутствие страхов и комплексов деторождения является для женщины важнейшим условием социальной адаптации и выживания. С психологической точки зрения мы наблюдаем здесь наличие сильной психофизической подготовки, направленной на умение в нужный момент мобилизовать свою волю.

Позволим себе высказать мысль о том, при применении метода психофизической подготовки к родам культуральные различия практически не имеют значения. Это подтверждается наблюдениями д-ра Варнинга, работавшего во время Второй мировой войны в одном из немецких лагерей принудительного труда. В 1953г. на одной из крупных медицинских конференций он сообщил о частых безболезненных родах, наблюдавшихся у украинских женщин в лагере, в котором они содержались вместе с мужчинами. По утверждению д-ра Варнинга, роженицы часто прямо с работы приходили в кабинет врача, где на удивление легко рожали и через несколько часов снова возвращались на рабочее место. Приобретенный в этих условиях успешный опыт родоразрешения позволял многим женщинам в следующий раз обходиться без всякой посторонней помощи.

Метод психопрофилактической подготовки к родам описан врачами, наблюдавшими роды перуанок. Он состоит в создании вокруг роженицы мощного положительно-эмоциального фона, подкрепленного социальной поддержкой, что отвлекало женщину от тревожных мыслей и страха перед родами, превращая их в безболезненный процесс. В индейских племенах, обитавших на территории Перу и постоянно воевавших между собой, рождение ребенка — будущего воина (или его будущей жены) ожидалось с необыкновенной радостью. Радовалась в первую очередь сама роженица, так как с появлением ребенка она превращалась в женщину, окруженную почетом и уважением, радовался ее муж и весь род. А рождение ребенка широко праздновалось всей деревней в течение нескольких дней. Таким образом предожидание нового социального статуса, приносящего ей общественное признание и повышающего ее в собственных глазах, позволяло женщине управлять психоэмоциальной сферой и обеспечивало уверенность в благоприятном течении беременности и завершении родов.

К первой половине нашего столетия во врачебных кругах установилось два основных подхода к этой проблеме. Первый из них состоял в убеждении , что особенно легкими роды бывают у женщин, привыкших к физической нагрузке, а второй утверждал безболезненное протекание родов у тех, кто с большой радостью ожидает появления ребенка.

В 1933г. лондонский врач Дик Рид открыл метод снижения ощущения боли при маточных схватках. К этому его подтолкнул случай из собственной практики, когда одна из рожениц на предложение воспользоваться газовой маской заявила следующее: «Я не чувствую никакой боли; разве при родах она бывает?». Именно д-р Рид первым пришел к заключению, что главной причиной ощущения боли является тревога и страх перед родами как страх перед неизвестным. Он полагал, что страх вызывает судорожное напряжение мышц, в том числе маточных. Д-р Рид считал, что при этом сдавливаются сосуды, проходящие через мышцы матки, в связи с чем происходит нарушение поступления в них крови и кислорода. Именно это нарушение причиняет роженице боль.

Согласно современной медицине в процессе родов происходит значительное раздражение нервных окончаний, волокон, сплетений в результате сокращений матки, сдавливания ее предлежащей частью и растяжения связочного аппарата. При этом образуется мощный поток афферентной импульсации в ЦНС, где формируются болевые ощущения. (Лурье А.Ю., Жмакин К.Н., Курдиновский В.А., Красовский А.Я., Лазаревич И.П. и др.).

Итак, мы имеем следующую цепочку этиологии боли при родах:

-возникновение индивидуальной тревоги и страха перед беременностью и родами
-накопление и развитие драматических предожиданий и опасений в процессе социализации
-кульминация страха в период родовой деятельности
-выброс гормона адреналина в кровь
-судорожное напряжение мышц (как адаптивная форма реагирования на страх, поскольку бегство невозможно)
-сдавливание мышечных сосудов
-дефицит крови и кислорода в мышцах матки
-субъективное ощущение боли.

Д-р Рид был убежден в том, что как только ему удастся снять у рожениц отрицательное психологическое возбуждение, и, следовательно, устранить ненужное напряжение мышц, он сможет эффективно препятствовать возникновению боли. Рекомендации по упражнению в общем расслаблении мышц и мыслей Дик Рид начинал давать уже на двадцатой неделе беременности, сопровождая их информацией по течению родов.

Таким образом мы можем выделить третий метод подготовки беременной к родам, который заключается в выработке у женщины сознательного отношения к беременности за счет овладения медицинской информацией и научения восприятия родов как естественного физиологического процесса. Интересно отметить, что руководство курсами для беременных, созданных д-ром Ридом, вскоре перешло к его жене, не имевшей медицинского образования, но пользовавшейся большим успехом среди будущих мам. Это обстоятельство наводит на нашедшую подтверждение и в ходе нашего исследования мысль о том, что женщины, в целом склонные больше доверять мужчинам, в вопросах деторождения безоговорочно отдают предпочтение авторитету опытных женщин более старшего возраста (доверие к сверстницам, как правило, бывает подорвано бессознательным духом сексуального соперничества).

В нашей стране учение о родовой боли разрабатывали Платонов К.И., Николаев А.П., Сыроватко Ф.А. и др. В 1949г. доцент харьковской клиники Вельвовский, использовав результаты исследований профессора физиологии И.П.Павлова, разработал метод подавления боли при родах, получивший название психопрофилактического. Метод основан на учении о том, что в формировании родовой боли участвуют не только раздражения нервных окончаний со стороны матки и других половых органов, но и условно-рефлекторный компонент, связанный с воздействиями на вторую сигнальную систему. В 1959г. И.З. Вельвовский выпустил монографию, посвященную правилам и приемам по психопрофилактической подготовке беременных к родам.

Вельвовский установил, что в возникновении болевых ощущений ведущая роль принадлежит коре головного мозга. Сущность методики Вельвовского состоит в том, чтобы путем словесного воздействия создать у будущей матери правильное функциональное взаимоотношение между КГМ и подкорковыми образованьями, снизить возбуждение в подкорковых центрах и уравновесить процесс возбуждения и торможения в коре головного мозга.(7)

Несмотря на то, что последовательное применение описанного метода психопрофилактической работы часто приводило к хорошим результатам, он не получил широкого применения. По нашему мнению, это и не могло произойти, поскольку в процессе использования метода главной задачей ставится формирование у беременной женщины условно-рефлекторных связей, воспитывающих положительное отношение к материнству; сама же женщина, с ее отрицательными эмоциями, возникающими в процессе беременности, оказывается отодвинутой на второй план и вынуждена подавлять волнение собственными усилиями.

Именно поэтому в 1953г. парижский акушер д-р Ламаз объединил в своей практике метод Вельвовского и метод Рида. Получив признание в Париже, комбинированный метод Ламаза распространился в Италии и Швейцарии, а позднее и в ряде других европейских стран. Наибольшие сомнения относительно применения этого метода испытывали богобоязливые итальянки, считавшие обезболивание при родах грехом. Но поскольку многие из них были все же весьма довольны течением родов «по методу Ламаза», вопросом обезболивания родов вынуждены были заняться и в Ватикане. В 1956г. папа Пий ХII обнародовал специальное официальное послание, в котором указал, что католическая церковь не имеет возражений против использования нового метода снижения родовых болей. Более того, Его преосвященство подчеркнул хорошие результаты, безвредность и простоту метода и рекомендовал его пропаганду, что вскоре привело к дальнейшему распространению метода в Испании и большинстве стран Южной Америки. Перед нами пример того, какое колоссальное положительное воздействие на психику и здоровье верующих женщин способна произвести правильно занятая их церковью позиция.

В 1959г. чехословацкие акушеры на общегосударственной конференции врачей-гинекологов, состоявшейся в Братиславе, переработали и усовершенствовали вышеописанный метод, обогатив его физической подготовкой. Чехословацкие врачи назвали его методом «физической и психической подготовки к родам» (Д-р Станислав Трча, 1976г.).

В нашей стране этот метод более тридцати лет носит название «психопрофилактической подготовки беременных к родам» и сводится к системе аудиовизуальных воздействий и обучению беременных приемам, рассчитанным на активное и дисциплинированное поведение в родах (Физическая и психическая подготовка беременных к родам. Методические рекомендации, 1990г.). Психопрофилактическая работа с женщиной в данном случае сводиться к четырем групповым занятиям продолжительностью 25-30 минут, которые проводятся начиная с 33-34 недель беременности(!), каждую неделю в течение месяца. Заметим при этом, что преждевременные роды, наступающие в период от 28 до 39 недель беременности, по Санкт-Петербургу наблюдаются в среднем у 37% рожениц (данные за 1997г.). Отсюда хорошо видно, что индивидуальная психологическая работа с беременной женщиной у нас практически отсутствует. Посещение женщиной раз в две недели акушера-гинеколога, где она стоит в очереди на получение консультации чисто медицинского характера, разумеется, не могут рассматриваться в контексте психопрофилактической подготовки к родам. Поразительно, что при наличии огромного количества изданий, посвященных способам снятия боли при родах, практически отсутствуют работы, ставящие задачу решения типичных психологических проблем беременной женщины: принятия себя в новом образе, примирения с собственной беременностью, переноса доминанты с себя на будущего ребенка, снятия страхов и тревог, разрешения сомнений и т.п.

Этапы в практике принятия родов

По выражению Арлина Эйзенберга, никогда ранее женщины не имели «такого контроля над всем процессом обладания ребенком», как в наши дни. «В течение тысячелетий судьбу беременной женщины определяли капризы природы и только в начале нашего столетия врач стал тем, кто должен был решать, как женщина будет рожать». Хочется добавить, что в наши дни, к счастью, такие решения имеет право принимать сама женщина (и ее супруг).

В двадцатом веке мысль о том, что роды не должны быть тяжким испытанием, когда боль и страх перед страданиями лишают женщину полноценной радости рождения ребенка, заставляет все большее количество женщин и врачей искать новые формы разрешения родов. Согласно классификации американских терапевтов Уильяма и Марты Серз с первой трети столетия до наших дней в практике евроамериканского родовспоможения можно проследить три основных, последовательно сменяющих друг друга, этапа.

В 40-вых годах во избежание риска для матери и ребенка роды переносятся в больницу. Вследствие того, что роды связаны с кровью, нередко наложением швов, последующей реабилитацией женщины, их начинают рассматривать как хирургическую операцию. На наш взгляд психологическая и тактическая ошибка этой концепции родовспоможения заключалась в том, что роженица рассматривалась в качестве «больной», нуждавшейся не в человеческой поддержке, а в помощи хирурга и анестезиолога. Наше исследование свидетельствует о том, что женщины, независимо от психологического склада и интеллектуального уровня в одинаковой мере испытывают тревогу перед посещением больницы, как таковой. И если для тех из них, кому это еще незнакомо, необходимость пребывания в больничных стенах окрашена страхом перед неизвестным, то у подавляющего большинства женщин, отправляющихся туда не впервые, на сознательном и бессознательном уровнях явно прослеживается установка на неизбежность психотравмирующих ситуаций.

Два последующих десятилетия стали пиком применения медикаментозных методов обезболивания, приводящих наряду с облегчением боли к торможению сократительной деятельности матки. Одурманенную анестезией и успокоительными средствами роженицу, не способную контролировать работу своего тела, клали на жесткий стол (вредность которого для матери и ребенка теперь не вызывает сомнений), где женщина часто вообще засыпала, а ее ноги фиксировались в «стременах». Поскольку мать, не владеющая своим телом, была не всостоянии родить, появление ребенка на свет обеспечивалось врачом, нередко с помощью щипцов.

Здесь позволим себе привести краткую психоаналитическую трактовку описанной формы родоразрешения, которая, к сожалению, и сегодня применяется в большинстве наших государственных больниц. Распластанная в холодной операционной под ослепительным светом ламп, с зафиксированными в «стременах» ногами, женщина не может родить легко, так как вся ее природа противиться столь неестественному родоразрешению. В подсознании поступившей в предродовую палату и прошедшей через унизительные процедуры бритья промежности и очистительной клизмы роженицы, нервы которой предельно обострены, происходящее расценивается как пытка. В эти минуты для женщины чрезвычайно важным является чувство защищенности своего ребенка, ощущение готовности в любой момент реагировать на опасность. Однако действительность не соответствует сформированным в подсознании будущей матери ожиданиям, архитипическая память не может позволить ей раскрепоститься и довериться врачам в подобной ситуации.

Сегодня все большее число ученых склоняются к мнению о том, что роды должны проходить без анестезии и скальпеля. В Канаде был проведен впечатляющий эксперимент по обезболиванию родов олених. Самки, отелившись, не начинали облизывать и кормить оленят, а оставляли их. В этой связи неизбежно напрашивается вывод о том, что, не говоря о воздействии на младенца, анестезия приводит к временной блокировке и снижению инстинкта материнства.

Надо сказать, что, как известно, по сравнению с другими млекопитающими человеческий детеныш наиболее беспомощен, нуждается в защите и поддержке, что составляет основу материнского инстинкта любой женщины. Но, когда спустя несколько часов после «операции» женщина одна, без ребенка, приходит в себя в послеродовой палате, о выполнении этих важнейших условий, не может быть и речи. После родов ребенка везут к другим безымянным новорожденным и воссоединяют с матерью строго через каждые четыре часа, объясняя ей это необходимостью «отдыха» от младенца.

Таким образом, все вышеописанное может быть определено как неадаптивная форма родов, ведущая к тому, что мама и ребенок покидают больницу в большей или меньшей степени чужими друг другу людьми.

В начале шестидесятых годов наряду с появлением психопрофилактического метода в развитых странах множатся концепции альтернативных родов, которые часто становятся семейным делом. К семидесятым годам в практику родовспоможения для контроля внутриутробного состояния вторгается электронная аппаратура. Применение мониторирования (иногда действительно приносившего пользу и спасшего не одну жизнь) часто вызывало у женщин внутреннюю агрессию, поскольку этим подавлялось их желание активно участвовать в процессе рождения собственного ребенка. Главный недостаток врачебной практики с применением новой техники заключался в формальном подходе к женщине; вооруженный электроникой врач мало прислушивался к ее требованиям, что нередко вело к отсутствию сотрудничества и даже противостоянию роженицы и медперсонала. Согласно данным Уильма и Марты Серз в 70-80-х годах, когда активно практиковались роды с применением электронных систем, число кесаревых сечений достигло 25-30 % против ранее принятых за норму 5-10 %.

Девяностые годыв мировой акушерской практике ознаменовались появлением принципиально новых подходов к проблеме родоразрешения. Появляются обставленные со всеми удобствами для будущей матери родовые палаты, где она может находиться вместе с активно помогающим ей отцом ребенка. Проведенный нами опрос показывает, что для женщины присутствие любимого человека в последние часы перед родами, а для большинства — и во время них, является чрезвычайно важным фактором, дающим возможность расслабиться и вести себя намного естественней и спокойней. Бессознательное желание будущей матери видеть отца ребенка в родовой комнате в Древней Руси находило свой выход в интересном ритуале: входившего в мир ребенка обвивали рубахой, хранившей тепло и запах отцовского тела. Считалось, что это помогало младенцу с первых минут появления на свет почувствовать родительскую любовь и заботу. На самом деле человеком, наиболее нуждающимся в «рубахе отца», является мать — присутствие и сопереживание мужчины придает ей сил и подсознательной уверенности в том, что ее ребенок является желанным не только для нее.

В последний период родовой деятельности роженице необходимо как бы уйти в себя, и, следуя побуждениям своего тела, настроиться на подаваемые им изнутри сигналы. Все опрошенные нами рожавшие женщины говорили о том, что, находясь в предродовой палате вместе с другими роженицами, они не могли полностью сконцентрироваться на своих ощущениях и следовать им. В качестве причины такого поведения приведем два, наиболее часто отмечавшихся в беседах, мотива: чувство стыда, испытываемое из-за необходимости принимать нелепые положения (изгибаться, вставать на четвереньки, присаживаться на корточки и т.п.) и нежелание демонстрации перед другими женщинами собственной беспомощности. Подсознательную подоплеку возникновения обоих мотивов мы видим в наличии сексуального соперничества, нередко усугубленного стремлением к социальному «превосходству», что лишний раз подтверждает мысль о бессознательной склонности психологически не готовой к родам женщины думать в первую очередь не о ребенке, а о себе.

Необходимо отметить, что новая волна в родоразрешении принесла с собой в родовую палату новые лица — акушерку, наблюдающую будущую мать в дородовой период, инструктора по безболезненным родам, а иногда — личную помощницу, играющую роль связующего звена между супружеской парой и медицинским персоналом. Все они помогают роженице правильно расходовать энергию, научая ее не контролировать родовую деятельность, а свободно следовать своим ощущениям для наиболее естественного высвобождения ребенка.

Обратимся к результатам нашего исследования. Те женщины, которые имели опыт родоразрешения в обычном российском роддоме, и вынуждены были длительное время находиться в одиночестве в предродовой палате, описывали постоянно нарастающее чувство тревоги и страха, вызванных мыслью о том, что роды могут начаться никем не замеченными.

Современные родильные палаты позволяют обеспечить женщине возможность оставаться в одном и том же помещении с момента появления первых сваток вплоть до фазы родов. На Западе женщина по желанию может оставаться в родильной палате до момента выписки из больницы, иногда с отцом и родными новорожденного. Здесь необходимо выделить два важных психологических момента: во-первых, роженице не приходится испытывать естественное беспокойство, связанное с необходимостью осваиваться в новом месте. Во-вторых, в данном случае обеспечивается присутствие отца и близких людей, чрезвычайная важность которого для женщины описана нами выше.

Оснащенные необходимым оборудованием, но уютно обставленные родильные палаты, пришедшие в последнее время на помощь беременной женщине родильная кровать и родильный стул, телеметрическое наблюдение, высокопрофессиональный персонал и многое другое, используемое сегодня в практике современных больниц, не нарушая эмоционального состояния женщины создают у нее уверенность в благоприятном исходе родов.

Родовые альтернативы

В последние 10-20 лет во Франции и в крупных городах России практиковалась родовая деятельность в воде. Идея принятия родов под водой состоит в уподоблении среды появления ребенка на свет, условиям, господствующим в матке. В последнее время этот естественный, облегчающий роды метод начал активно использоваться в Северной Америке. Погружение в теплую воду является весьма эффективным средством расслабления, уменьшающим боль и ускоряющим течение родов. Выталкивающее действие воды и чувство невесомости побуждают роженицу к принятию наиболее комфортной для родовой деятельности позы, позволяющей ей во время схваток легко удерживать свое тело. Расслабление без медикаментозных средств способствует сокращению выработки вызывающих стресс гормонов и увеличению количества гормонов (окситоксин и эндорфин), ускоряющих течение родов. Истории родов полутора тысяч женщин, рожавших в ванне с водой комнатной температуры демонстрируют значительное улучшение родовой деятельности и сокращение числа кесаревых сечений. Таким образом, роды в воде являются воплощением уже знакомой нам идеи снятия мышечного напряжения, выдвинутой еще д-ром Д. Ридом, но решаемой не психологическим, а физиологическим способом.

Когда французский акушер Фридерик Лебойе впервые опубликовал свою теорию рождения без насилия, медицинская общественность подняла его на смех. Сегодня многие из предложенных им решений, имеющих своей целью облегчение ребенку появление на свет, получили повсеместное применение. Многие дети рождаются без использования резкого света (у нас до сих пор считающегося необходимым) исходя из теории о том, что мягкое освещение помогает постепенно и с меньшими потрясениями перейти из темной матки к светлому внешнему миру. Поднимание новорожденного и пара шлепков уже перестали быть рутинно применяемым действием. В некоторых больницах отказались от немедленного отрезания пуповины: это единственное физическое звено, соединяющее мать и ребенка, остается нетронутым, когда они впервые познают друг друга. Новейшие исследования свидетельствуют о том, что, помимо большого психологического значения (сближение матери и ребенка), в этом присутствует рациональный аспект медицинского характера, значительно облегчающий завершение родов. Прижав к себе родившегося ребенка, женщина, считая роды законченными, расслабляется, что способствует быстрому отделению последа. И если теплая ванна, рекомендованная Лебоером с целью успокоения (облегчения перехода из жидкой среды в сухую) новорожденного не везде получила распространение, то немедленная передача его после рождения в объятия матери практикуется теперь повсеместно. К сожалению, несмотря на растущее признание идей выдающегося акушера, совокупные роды Лебоера в целом — мягкий свет, теплая ванна для новорожденного — пока не получили широкого распространения. Применение этого гуманистического метода родоразрешения позволяет избежать нанесения новорожденному родовой психотравмы и помогаетрешению психологических проблем будущей матери, видящей бережное отношение к своему ребенку.

Как уже отмечалось выше, для большинства женщин сама идея необходимости пребывания в больнице на положении больной, является в высшей степени отталкивающей. В 1979 г. Медицинская экспертиза Шведского медицинского общества, давая ответ на вопрос, где предподчтительнее рожать женщине, вынесла следующее заключение: «Медицинский риск проведения родов в домашних условиях настолько велик, что он остается в противоречии с научными основами и клиническим опытом». Проведенный в том же году в Швеции анкетный опрос мнения беременных женщин показал, что только 0,6 % из них планировали роды дома. Данные нашего исследования позволяют говорить о гораздо более высоком проценте русских беременных женщин, предпочитающих роды в домашних условиях. Четверо из пяти ранее рожавших женщин заявили о том, что только уговоры близких и интересы безопасности будущего ребенка заставили их отправиться в роддом. При этом две из них выразили большое сомнение в правильности этого решения и проявили твердое намерение на этот раз рожать дома. Согласно статистическим данным в настоящее время свыше 98 % беременных рожает в акушерских отделениях. Проблематика домашних родов нашла свой отклик в широких медицинских кругах. В 1976 г. Правление Американского общества акушеров сделало следующее заявление: «…роды, хотя и являются физиологическим процессом, представляют потенциальную опасность для матери во время и после родов. Этот риск требует обеспечения основных условий беременности, которого нельзя достичь в домашних условиях». Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что домашние роды являются не альтернативой, а только модификацией родов в больничных условиях. Но поскольку беременнаяженщина на первое место ставит атмосферу любви и заботы вокруг себя и будущего ребенка, в будущем для большинства из них идеальным компромиссом, очевидно, станет акушерский центр, соединяющий в себе домашнюю атмосферу и медицинскую безопасность. Добавим, что в Великобритании роды в домашних условиях не являются чем-то необычным, однако поблизости всегда ждет оборудованная всем необходимым машина скорой помощи.

Описание современных альтернативных способов родоразрешения нам хочется дополнить упоминанием о еще одном, быстро набирающем популярность методе, получившем название совокупной опеки над семьей. Этот метод сводится к работе не только с беременной, но и с членами ее семьи. Американским обществом акушерской профилактики (ASPO) уже намечены главные направления его воплощения в жизнь. Это корректировка официальной политики больниц в области акушерской опеки и сотрудничества с семьей беременной женщины, создание направленных на обеспечение процесса рождения эдукационных программ, постановка акцента на взаимопомощь и самообразование членов семьи будущей матери.

Завершая обзор широкого спектра уже вошедших в мировую акушерскую практику альтернативных методов принятия родов, заметим, что, по нашему убеждению, критерием успешных родов служит желание матери рассказать о них не только своим подругам, но и собственному ребенку. У трех из пяти уже рожавших героинь нашего исследования с родами ассоциировалось чувство стыда, граничащее с собственной ущербностью. Анализ ответов этих женщин позволяет обнаружить у них бессознательно сформированное стремление избавить ребенка от правды о его рождении, подобно тому, как детей оберегают от суровой правды о войне.

Правомерен вопрос: Почему так много монографий о родах, и почти ничего — о беременности? Ответ очевиден, потому, что вопрос родоразрешения и подавления боли встал остро и потребовал разрешения. Беременность же протекала сама собой.

Хотя для подавляющего большинства российских женщин сегодняшняя социально-экономическая ситуация в стране, к сожалению, исключает возможность самостоятельного выбора того или иного из вышеописанных методов, уделяя им внимание в настоящей работе, мы руководствовались следующими соображениями. Во-первых, анализ опыта многолетнего применения в мире различных способов родовспоможения должен привести к отказу от неправильных и вредных элементов в отечественной акушерской практике. Во-вторых, с точки зрения психологии, такой анализ, наряду с использованием огромного количества статистических данных, открывает новые возможности познания психических состояний беременных женщин. И, наконец, в-третьих, нельзя не видеть того, что многие важные моменты из приведенных нами методов принятия родов и подготовки к ним могут и должны быть с успехом применены в наших родильных домах и женских консультациях уже сегодня.

Литература: Никитин Б. Первый год — первый день. М., Знание, 1994; Герасимович Г.И. и др. Справочник врача женской консультации. Минск, Беларусь, 1988.

Источник

Leave a comment