Вопрос: У меня вопрос про сглаз. Если мужчина сказал своей жене, что она красивая, должен ли он каждый раз говорить «машаАллах», или это излишне?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Во-первых:
«Дурной глаз» это истина, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Дурной глаз истина, и если бы что-нибудь могло опередить божественное предопределение (аль-кадар), это был бы дурной глаз.” (Муслим, 2188, хадис от Ибн Аббаса).
Бухари (5048) и Муслим (2187) передали первую часть этого хадиса от Абу Хурайры.
Во-вторых:
Дурной глаз обычно исходит от людей, которые являются ревнивыми или завистливыми (хасад).
Ибн Аль-Каййим сказал:
» Каждый, кто может сглазить, завистлив, но не каждый, кто завистлив, может сглазить» … затем он сказал:
«Это начинается, когда человеку что-нибудь понравится. И тогда его злая душа останавливается (фокусируется) на этом предмете, и, все время смотря на человека, который имеет вещь, к которой он чувствует зависть , он направляет свой яд к нему. Человек может сглазить себя, или он может сглазить кого-то еще, не намереваясь делать это, потому что это — часть его характера. Это — наихудший тип человека».
Наши сподвижники и другие факихи сказали: » Если кто-то известен этим, он должен быть арестован имамом (главой), который должен расходовать на него и обеспечивать его, пока тот не умрет. Эта идея — абсолютно правильная … (Зад аль-Ма’ад, 4/167)».
В хадисе говорится: “ Аузу бикалимати-Ллахи-т-тамати мин кулли шайтанин ва хама ва мин кулли ‘айни лямма»
(Я ищу убежище в прекрасных словах Аллаха от каждого дьявола, и ядовитых тварей, и от каждого завистливого глаза)” .
Рассказано аль-Бухари (3191), хадис от Ибн ‘Аббаса.
Значение «паразиты» (хама) — смертельно ядовитые животные и насекомые. Значение «завистливых» (ляма) — это, который вызывает вред из-за зависти (хасад).
В-третьих:
Хотя правильно, что дурной глаз исходит от людей, которые чувствуют зависть (хасад), это может также исходить от человека, который не завистлив , но просто любит кое-что, указанием этому служит хадис: «Кто-бы среди вас не увидел что-либо в себе или в своем имуществе или в своем брате, что ему понравится, то пусть просит благословения для этого, потому что дурной глаз — истина”.
Передано от Aль-Сунни в Ибн‘Амль аль-Явм Валь-Лайла, стр. 168; и аль-Хаким, 4/216.
Классифицируемый как сахих аль-Албани в аль-Калим аль-Тайиб, 243.
Этот хадис поясняет, что человек может навредить себе или своему богатству. Никто не завидует сам себe , но человек может навредить себе сглазом, восхищаясь собой, таким образом, еще более вероятно, что мужчина может навредить своей жене таким же образом.
Ибн Аль-Каййим сказал:
«И человек (мужчина) может сглазить сам себя». (Заа’д аль Ма’ад, 4/167).
В-четвертых:
Человек (мужчина) может навредить своей жене сглазом, смотря на нее и замечая ее красоту и восхищаясь ею, даже если он фактически не говорит ей «Ты красивая”. Это — мустахаб для него, чтобы он сказал: “Аллахумма барик фиха» (O Аллах, благослови ее)”.
Сообщается от Абу Умама ибн Сахль ибн Хунайф, что его отец сказал ему, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел, и они поехали с ним в Мекку, пока они не достигли Ши’б аль-Хаззар в аль-Джуфа. Сахль ибн Хунайф был белым мужчиной с красивым телом и кожей. ‘Амир ибн Раби’а, брат Бани ‘Удай ибн Ка’б, смотрел на него, когда он мылся, и сказал: “Я никогда не видел ничего, что может сравниться с этим, даже кожа девственницы в уединении!” (это было метафорой, чтоб передать белизну его кожи). Тогда Сахль перенес припадок (подобно эпилептическому припадку, в котором он упал на землю). Его принесли к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и сказали: “О, Посланник Аллаха, Вы знаете то, что случилось с Сахлем? По воле Аллаха, он не может поднять его голову, и он не приходит в себя”. Он сказал: “Вы подозреваете кого-нибудь в этом? ” Они сказали: “‘Амир ибн Раби’а смотрел на него”. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) позвал ‘Амира и сердито сказал ему: “Хотел ли кто-нибудь из вас убить своего брата? Если вы увидели что-то, что вам понравилось, почему вы не молитесь, прося благословения для этого?” И затем он сказал ему (‘Амиру): “Сделай гусль для него”. И Амир вымыл свое лицо, руки, локти, подошвы его ног и то, что под изаром, из сосуда, потом эту воду лили по Сахлю – человек лил по его голове и по спине сзади, наклоняя сосуд. Когда это было сделано, то Сахль пошел с людьми, и с ним все было в порядке. (Аль-Муснад, 3/486. Аль-Хайсами сказал: мужчины Ахмада — мужчины сахих. Аль-Маджма’, 5/107).
В-пятых:
Когда людям понравилось что-то, некоторые говорят “Маша’Аллах ля кувата илля Биллях. (То, что пожелал Аллах! Нет никакой мощи, кроме как у Аллаха)”. Они приводят в доказательство аят в суре аль-Кахф и хадисе.
Рассматриваемый аят — (смысловой перевод):
Почему, войдя в свой сад, ты не сказал: “Так пожелал Аллах! Нет мощи, кроме как от Аллаха!” [аль-Кахф, 18:39].
Но это не доказательство (далил), потому что тема аята не имеет никакого отношения к хасад (зависти); фактически, Аллах разрушил его сад из-за куфра и неповиновения.
Также ссылаются на хадис, который передан от ибн Малика (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Кто бы ни увидел что-нибудь, что ему понравится, и скажет «машаАллах, ля куватта илля Биллях» — дурной глаз не затронет его”. Но этот хадис — даиф джиддан (очень слабый)!
Аль-Хайсами сказал: » Было рассказано аль-Баззаром из сообщения Абу Бакра аль-Худхали, который является даиф джиддан (очень слабым)». (Маджма аль Заваид, 5/21).
И Аллах знает лучше.
Ислам Q*A
Шейх Мухаммад Салих Аль-Мунаджид
http://www.islamqa.com/ar/ref/7190
http://www.islamqa.com/en/ref/7190