Вопрос:
Я в замешательстве. Всю свою жизнь я взаимодействовала с людьми на основе того, что я прежде всего человек, а затем уже женщина и рабыня Аллаха, и, согласно этому, тот, кто поступает правильно, мужчина это или женщина, будет награждён, а кто грешит, тот будет наказан. Но после того, как я вышла замуж, я была удивлена некоторыми правилами, согласно которым, я как бы не человек, потому что согласно им я как объект наслаждений для мужчины. Например, тот факт, что ангелы будут проклинать меня, если я откажусь от близости по каким-либо причинам, тогда как на мужчине не лежит такая ответственность, даже если его отказ от близости вредит жене. Он получает вознаграждение как за милостыню, если имеет близость с нею и наслаждается ею, а она не получает никакого вознаграждения, даже если делает это вопреки своему желанию. Если он расстраивает меня и унижает перед людьми, я должна примириться с этим и стараться ему угодить, иначе ангелы будут проклинать меня. И, конечно же, я не имею права на своё мнение, отличающееся от его мнения, и права что-то доказывать ему, и если я потеряю самообладание, мне нет прощения. И, как вы сказали в своей фатве, награда за коллективную молитву – только для мужчин, а не для женщин. Это то, что предписал нам Аллах? Такой удел мусульманки, если она совершает благие деяния и свои обязательства? Если она избегает грехов, она не добивается никакого преимущества, а если оступается, становится одной из проклятых и лишается милости Аллаха, и приравнивается к проклятому Иблису? Надеюсь, вы уделите внимание этому вопросу, потому что я испытываю сомнения в своей религии. Если это то, что предписал Аллах, мы послушаем и подчинимся, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха.
Ответ:
Хвала Аллаху.
Мы шокированы тем, что сестра написала в своём вопросе, и что не является частью религии Аллаха, но она приписала это Исламу, а также шокированы её вере в правила, которые Аллах не устанавливал, как, например, что она сказала: «После того, как я вышла замуж, я была удивлена некоторыми правилами, согласно которым я как бы не человек, потому что, согласно им, я как объект наслаждений для мужчины»!
Мы ответим несколькими пунктами.
Во-первых:
Аллах очень высоко ценит женщин. Он ценит их как дочерей, матерей и жен, и даёт им права и преимущества, и радость от хорошего обращения такими способами, которые по многим причинам не применимы к мужчинам.
Ислам не отрицает человеческую природу женщины. Наоборот, он даёт ей её права и оказывает ей высшую степень уважения.
К женщинам относились как к имуществу и предмету до того, как Аллах наградил человечество Исламом. Женщин передавали в наследство как товар и имущество, оставляли во взвешенном состоянии, не замужними и не разведёнными. Женщинам надо было год выжидать после смерти мужа, не мыться и не выходить из дома, пока птицы и животные не умирали от её отвратительного запаха. Женщины не имели право на наследство, не говоря уже о факте, что они могли быть сожжены заживо и т.д..
Затем пришел Ислам и запретил сжигать женщин заживо; это стало расцениваться как убийство, что является большим грехом. Стало запрещено оставлять женщин во взвешенном состоянии в результате клятвы или делания чьей-то жены запретной посредством зихара (джахилийской формы развода, при котором муж говорит жене: «Ты для меня как спина моей матери»; и таким образом близость становится запрещённой, но женщина не до конца разведена и не может повторно выйти замуж – примечание переводчика). Ислам дал женщинам их долю в наследстве, установил идда четыре месяца и 10 дней после смерти мужа, на протяжении которого она может мыться, менять одежду и видеться с другими женщинами и махрамами. Ислам позволил женщинам покупать, продавать и иметь имущество, и побудил их получать знания и призывать людей к Аллаху. Он приказал, что женщин нужно почитать как матерей, и сделал права матери в три раза больше, чем права отца.
Многими путями Ислам почитает женщин, нет возможности здесь перечислять их все; мы хотели лишь напомнить о них. Пожалуйста, посмотрите также ответ на вопрос №21010 для получения дополнительной информации.
Во-вторых:
Сестра говорит в своём вопросе: «Например, тот факт, что ангелы будут проклинать меня, если я откажусь от близости по каким-либо причинам».
Это не верно. Ангелы не будут проклинать жену, которая отказывается разделить постель с мужем, кроме как если у неё нет уважительной причины. Если у неё есть оправдание – например болезнь, или менструация, или кровотечение после рождения ребёнка (нифас), или держание обязательного поста, тогда она не проклята, в этом случае скорее муж, зовущий её в постель, грешит, если настаивает или принуждает её, зная ситуацию.
В вопросе №33597 этого сайта говорится:
У женщины нет права отказывать мужу, скорее она должна отзываться на его требование каждый раз, как он зовёт её, пока это не причиняет ей вред и не удерживает её от выполнения обязанностей.
В вопросе №9602 говорится:
Обязательно для рабыни и свободной женщины не отказывать её хозяину или мужу, если они зовут их, если у женщины, которую зовут, нет менструации, или болезни, при которой близость может причинить ей вред, и если она не держит обязательный пост.
Аль-Мухалла, 10/40.
Это проклятие ограничивается случаями, когда муж остаётся сердитым на неё всю ночь. Но если он зовёт её, и она отказывается, и после этого он воздерживается от этой ночи, тогда она не проклята.
В-третих:
Сестра говорит в своём вопросе: «Тогда как на мужчине не лежит такая ответственность, даже если его отказ от близости вредит жене». Это также неправильно. Ислам запрещает причинять кому-либо вред, включая вред, причинённый жене мужем, который препятствует кормлению ребёнка грудью, или отрицает её право на близость и наслаждение.
В вопросе №10680 говорится в контексте обсуждения прав женщины на её мужа:
не причинять вред жене.
Это один из основных принципов Ислама. Потому что причинение другим вреда – харам даже по отношению к незнакомцам, и тем более в отношении жены.
Передано Убайдом ибн Аль-Саамитом, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постановил: «Не должно быть ни причинения вреда, ни ответного причинения вреда». (передано Ибн Маджахом, 2340).
Этот хадис классифицирован как сахих Имамом Ахмадом, Аль-Хакимом, Ибн Сала и другими. Смотрите Халасат аль-Бадр аль-Мунир, 2/438.
В ответе на вопрос №5971 говорится:
Не разрешено мужчине оставлять свою жену и таким образом вредить ему, кроме случаев нушоза (возмущения) и неповиновения. Но он не совершает греха, если не ложится с женой без намерения причинить ей вред, потому что потребность его и зависит от его желания, и он не может контролировать своё желание. Если он оставляет её, значит он грешник, потому что не должно быть никакого причинения вреда и ответного причинения вреда. И Аллах знает лучше.
В-четвёртых:
Сестра говорит в своём вопросе: «Он получает вознаграждение как за милостыню, если имеет близость с нею и наслаждается ею, а она не получает никакого вознаграждения, даже если делает это вопреки своему желанию».
Это также неправильно.
Скорее жена будет вознаграждена за интимные отношения так:
1 – Потому что она как вторая половинка, близнец мужчины в правилах и наградах, кроме случаев, когда оговорены исключения. Аллах говорит (интерпретация значения):
«Господь их ответил им: «Я не погублю деяния, совершённые любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других. А тем, которые переселились или были изгнаны из своих жилищ, были подвергнуты мучениям на Моём пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их злодеяния и введу их в Райские сады, в которых текут реки. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха – наилучшая награда».»
[Аль-Имран, 3:195]
2 – Есть причина, по которой муж награждается, и тот, кто является причиной для награждения другого, разделяет эту награду, без приуменьшения награды другого.
Передано Абу Дхаром, что некоторые из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): о посланник Аллаха, богатые люди получат больше награды. Они молятся, как и мы, и постятся, как и мы, но они дают больше милостыни из излишков их богатства». Он сказал: не дал ли вам Аллах то, что может быть милостыней? Каждый тасбих (слова Субхан Аллах (Слава Аллаху)) – это милостыня. Каждый такбир (слова Аллаху Акбар (Аллах Велик)) – это милостыня. Каждая тахмида (слова Альхамдулиллях (Хвала Аллаху)) – это милостыня. Каждый таблих (слова Ля иляха иль Аллах (нет Бога кроме Аллаха)) – это милостыня. Наслаждение хорошим – это милостыня. Оставление плохого – это милостыня. Близость с женой – это милостыня». Они сказали: «О посланник Аллаха, если кто-то из нас удовлетворит желание, он будет награждён за это?». Он сказал: «Вы не видите, что если он сделает это запретным путём, то согрешит? Значит если он делает это дозволенным путём, он получит за это награду». (Передал Муслим, 1006).
Итак, жена будет награждена так же, как и её муж, так же как она грешит, если удовлетворяет свои желания запретным путём, так же, как и в случае с мужем.
Имам аль-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Фраза «Близость – это милостыня» — слово бад’ (переведённое здесь как близость) может означать близость, или относится к интимным частям тела..
Это показывает, что дозволенные действия могут стать действиями поклонения, если есть искреннее намерение. Близость может быть актом поклонения, если за нею стоит намерение реализовать права жены, обращаться с ней по доброму, как приказал Аллах, растить праведное потомство, сохранять свою честь и честь жены, предохранять обоих партнёров от стремления к хараму или мыслей о хараме, и другие хорошие намерения.
В-пятых:
Сестра говорит в своём вопросе: «Если он расстраивает меня и унижает перед людьми, я должна примириться с этим и стараться ему угодить, иначе ангелы будут проклинать меня».
Это также неправильно. Проклятие касается случаев, когда женщина отказывается прийти в постель к мужу без уважительной причины, и если её муж остаётся злым на неё всю ночь – как было объяснено выше.
Но если муж унижает её, он без сомнения совершает этим грех, и Шариат разрешает ей ответить ему соответственно его поведения.
Аллах говорит (интерпретация значения):
«Нет укора тем, которые мстят после того, как с ними поступили несправедливо».
[аль-Шура 42:41]
то есть на них нет греха.
Слово «тем» здесь имеет общее значение и включает женщин тоже.
Или же если она терпеливо выносит грубые слова и плохое обращение, добиваясь награды Аллаха, она получит ещё большую награду.
Итак, что должен делать муж, так это быть в мире с женой и стараться угодить ей, и никак иначе. Если человек поступает неправильно, частью его покаяния должна быть попытка угодить тому, кого он обидел, с извинениями и мягкими словами.
В-шестых:
Сестра говорит: «И конечно же я не имею права на своё мнение, отличающееся от его мнения, и права что-то доказывать ему, и если я потеряю самообладание, мне нет прощения».
Это неправильно. Разрешено жене убеждать мужа и иметь разное с ним мнение, но она не имеет права не слушаться его – даже если не согласна с этим – до тех пор, пока он не приказывает ей согрешить, потому что не должно быть послушания в том, что ведёт к непослушанию по отношению к Творцу. Это часть кивамы (роли защитника и охранника), которую Аллах дал мужу в ответ на обязанность содержать жену, защищать её и заботиться о ней.
Аллах сказал (интерпретация значения):
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества».
[аль-Ниса 4:34]
Передано, что женщины сахабов вели с ними обсуждения и дискуссии, и действительно это та манера, которой Матери Правоверных (то есть жены Пророка) вели себя с нашим Пророком (мир ему и благословение Аллаха), тогда как Умар ибн аль-Хаттаб сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Мы, курайшиты, привыкли контролировать своих женщин, но когда мы пришли к ансарам, то обнаружили, что там были люди, которых контролировали их жены. И наши женщины начали перенимать поведение женщин ансаров. Я разозлился на свою жену, и она стала спорить со мной, а мне это не нравилось. Она сказала: «Почему ты возражаешь против того, что я спорю с тобой? Клянусь, жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спорят с ним…» (Передано Бухари, 4895; Муслим, 1479).
Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал, обсуждая уроки, извлечённые из хадисов:
«Это показывает, что грубость к женщине заслуживает порицания, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял манеру ансаров с их женщинами и отказался от манеры его людей». (Фас аль-Баари, 9/291)
Относительно того, что сказала сестра об отсутствии прощения за любую потерю самообладания и гнева, это совершенно неправильно, потому что есть некоторые виды гнева, за которые человек не будет осужден, если он не говорит в гневе и не идёт на поводу у своего гнева, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах простит мою умму за то, что приходит им в голову, пока они не начинают говорить об этом или действовать согласно этому». И бывает так, что человек не может ничего поделать из-за сильного гнева и т.д., который выходит из-под его контроля.
В конце суры Аль-Бакара приведено дуа для верующих (интерпретация значения):
«Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу».
[аль-Бакара 2:286]
И доказано в Сунне, что Аллах отвечал на эту дуа и сказал: «Я сделаю это».
В-седьмых:
Сестра сказала в её вопросе: «Как вы сказали в своей фатве, награда за коллективную молитву – только для мужчин, а не для женщин».
Это также неправильно. Скорее мы сказали, основываясь на хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что 27-кратная награда только для мужчин, потому что только им предписана коллективная молитва, а не женщинам. Коллективная молитва для женщин – это мустахаба, но мы не уверены, что женщины получат 27-кратную награду за неё. Женщинам разрешается посещать молитвы в мечети, и не разрешено мужчинам препятствовать этому. Если они идут и молятся вместе с мужчинами, они разделяют их награду за коллективную молитву.
Однако, согласно достоверному хадису, если женщина молится в своём доме, это лучше, чем награда за молитву в мечети.
Передано Ибн Умаром, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не препятствуйте женщинам посещать мечети, хоть их дома лучше для них». (Передано Абу Даудом, 567; Ахмадом, 5445 – эта версия передана Ахмадом).
Абд аль-Азим Абаади сказал:
«Их дома лучше для них» означает, что молиться в своих домах — лучше для них, чем молиться в мечети, если бы только они знали это, но они не знают этого, и просят пойти в мечеть, и думают, что за посещение мечети награда больше. Причина, по которой молиться дома для них лучше – это безопасность от фитны (искушений). Это правило даже более необходимо по причине табарудж (выставления напоказ) и украшательства, которые сейчас распространены среди женщин. (Авн аль-Мабуд, 2/193).
В-восьмых:
Сестра говорит в своём вопросе: «Такой удел мусульманки, если она совершает благие деяния и свои обязательства? Если она избегает грехов, она не добивается никакого преимущества, а если оступается, становится одной из проклятых и лишается милости Аллаха, и приравнивается к проклятому Иблису?»
Это плохое мнение об Аллахе, и то, что вы сказали, совершенно неправильно.
Аллах говорит (интерпретация значения):
«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали».
[Аль-Нахль 16:97]
«Господь их ответил им: «Я не погублю деяния, совершённые любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других. А тем, которые переселились или были изгнаны из своих жилищ, были подвергнуты мучениям на Моём пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их злодеяния и введу их в Райские сады, в которых текут реки. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха – наилучшая награда».»
[Аль-Имран 3:195]
«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду».
[Аль-Азхаб 33:35]
Относительно слов сестры, что если она оступается, она приравнивается к Иблису – это преувеличение, и нет в нём нужды; и это неприемлемое сравнение, потому что проклятие Аллаха к Иблису является вечным, и не будет принято его раскаяние, и это не может сравниваться со случаем с мусульманином, который верит в Аллаха и поклоняется Ему, но совершает какие-то значительные грехи.
Ясные аяты и слова, которые мы процитировали, достаточны для объяснения ошибок в том, что вы сказали. Мы просим Аллаха помочь вам понимать Ислам правильно и сделать вас стойкой в следовании добру и верному руководству.
И в завершении нашего ответа не забудем похвалить сестру за её откровенность в вопросе о сомнениях по поводу некоторых Исламских принципов, которые шайтан подкинул ей в сердце, и которые, если бы она держала их в себе, могли бы повредить её религиозным обязанностям и породить васвас (нашептывания шайтана), который мог бы причинить большие беды в её жизни. Задавание подобных вопросов прогоняют смятение и сомнения из сердца.
Но когда задаются подобные вопросы, это следует делать в более подходящем тоне, и спрашивать о мудрости Аллаха в том, что Он предписал. Задающему вопрос следует избегать всего, что может быть воспринято как возражение против правил, потому что человеческий разум не способен постигнуть величину мудрости Аллаха и Широту Его щедрости к Его созданиям.
Мы также ценим принятие и покорность сестры законам Аллаха, как она говорит: «Если это то, что предписал Аллах, мы послушаем и подчинимся, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха». Так и положено верующему.
Мы просим Аллаха сделать нас стойкими в следовании Его религии, и направлять нас.
И Аллах знает лучше.
Islam Q&A
http://islam-qa.com/ar/ref/40405
http://islam-qa.com/en/ref/40405