Беременные и кормящие грудью, которые не постятся, должны восполнить пропущенные посты, недостаточно для них просто накормить бедных

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного

Вопрос:

Я читала, что допустимо беременным женщинам и кормящим грудью матерям не поститься, и что они могут накормить бедных и не должны восполнять пропущенные дни. В качестве доказательства они приводили сообщение, рассказанное от Ибн ‘Умара. Насколько это верно? Пожалуйста, ответьте с далилем. Да благословит вас Аллах.

Ответ:

Хвала Аллаху!

Ученые разошлись во мнениях относительно постановлений о беременных и кормящих грудью матерях, если они не постятся. Есть несколько мнений :
1) Они должны только восполнить пост. Это – мнение Имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах). Среди сахабов, этого мнения придерживался ‘Али ибн Аби Таалиб (да будет доволен им Аллах).
2) Если они боятся за себя, они должны только восполнить пост, и, если они боятся за их детей, тогда они должны восполнить пост и накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Это – мнение Имама аль-Шафии и Имама Ахмада. Аль-Джассас также передал это от Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах).
3) Они должны только накормить бедняков, и не должны восполнять пост. Среди сахабов, это было мнением ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах). Ибн Кудама также рассказывал это в аль-Мугни (3/37) от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах).
Абу Дауд (2318) передал от Ибн ‘Аббаса и ‘Али, что эта фраза – те, кому трудно поститься [аль-Бакара 2:184], была уступкой, предоставленной старикам и старухам, которым трудно поститься, разрешая им не поститься и кормить одного бедняка взамен каждого пропущенного дня. То же относится и к беременным и кормящим грудью женщинам, если они боятся.
Абу Дауд сказал: «То есть, боятся за их детей – тогда они могут не поститься и им можно вместо этого накормить (бедных)».
Ан-Навави сказал: «Его иснад — хасан».

Также рассказано от аль-Баззара, который добавил в конце: » Ибн ‘Аббас имел обыкновение говорить своей наложнице, которая была беременна: « Ты как те, которые не могут поститься, таким образом ты должна заплатить фидья, но тебе не надо восполнять посты»». Аль-Даракатни классифицировал его иснад как сахих, как заявлено аль-Хаафиз в аль-Толкис.

Аль-Джассас передал в «Ахкам аль-Куран», что ученые разошлись во мнениях относительно этой проблемы. Он сказал: «Салафы отличались во мнениях относительно этого вопроса, и было три точки зрения. ‘Али сказал: «Они должны восполнить пост, если они не постятся, но они не должны заплатить фидья». Ибн ‘Аббас сказал: «Они должны заплатить фидья, но не должны восполнять пост». Ибн ‘Умар сказал: «Они должны заплатить фидья и восполнить посты».

Те, кто сказал, что они должны только восполнить посты, указывали следующее доказательство:
1) Сообщение, рассказанное аль-Насаи (2274) от Анаса, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин». Классифицируемый как сахих аль-Албаани в «Сахих аль-Насаи».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заявил, что постановление о беременных и кормящих грудью женщинах походит на постановление о путнике. Путник не должен поститься и должен восполнить пропущенные дни позже, и это также относится к беременным и кормящим грудью женщинам. См. «Ахкам аль-Куран аль-Джасаас».

2) По аналогии с больным. Так же, как больным позволяются не поститься и они должны восполнить это позже, то же самое относится к тем, кто беременный и кормит грудью. См. «аль-Мугни», 3/37; аль-Маджму’, 6/273.
Это мнение было одобрено множеством ученых.

Шейх Ибн Баaз сказал в «Маджму’ аль-Фатва», 15/225:

«Беременные и кормящие грудью женщины подходят под то же самое постановление как те, кто болен. Если это слишком трудно для них поститься тогда предписано для них не к поститься, но они должны восполнить посты, когда они будут в состоянии это сделать, как те, кто болен.
Некоторые из ученых имеют мнение, что это достаточно для них, накормить одного бедного человека за каждый пропущенный день, но это — слабое мнение.
Правильное мнение — это то, что они должны восполнить пропущенный пост, точно так же как путешественники и те, кто болен, потому что Аллах говорит:

« А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время » [аль-Бакара 2:184]»

Он также сказал в «Маджму’ аль-Фатва», 15/227:

«Правильное мнение относительно этого вопроса — то, что беременные и кормящие грудью женщины должны восполнить пост. А то, что было рассказано от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, что беременные и кормящие грудью женщины должны накормить бедных взамен пропущенных дней — является слабым мнением, которое идет против Шариатских свидетельств.
Аллах говорит:
А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время [аль-Бакара 2:184]

Беременные и кормящие грудью женщины уподоблены тем, кто болен, и не подходят под постановление о стариках, которые являются неспособными поститься. Скорее они попадают под постановление о тех, кто болен, таким образом, они должны восполнить пост, когда они станут способными сделать это, даже если это будет отсрочено».

Это сказано в «Фатва аль-Ладжна аль-Даима» (10/220):

Если беременная женщина боится за себя или ее плод по причине поста в Рамадане, она может разговеться, и ей только надо будет восполнить пропущенный пост. В этом отношении она походит на тех, кто болен и неспособен поститься или боится, что участие в посте будет вредить ему. Аллах говорит:
А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время [аль-Бакара 2:184]

Также, если кормящая грудью женщина боится за себя, если она кормит ребенка в течение Рамадана, или она боится за своего ребенка, если она будет поститься и не будет кормить грудью его, тогда ей можно не поститься, и ей нужно будет только восполнить пропущенные дни поста».
Сказано также в «Фатва аль-Ладжна аль-Даима» (10/226): « Беременная женщина должна поститься во время беременности, если она не боится за себя или ее плод, в противном случае ей разрешается не поститься, но она должна восполнить пропущенные посты после того, как она родит и очистится от нифаса …, это не достаточно для нее, накормить взамен бедняка, более правильно, что ей надо поститься и не следует кормить бедняка, если она не постится».

Шейх Ибн ‘Усеймин в «аль-Шарх аль-Мумти» , 6/220, после упоминания о различиях мнениях ученных относительно постановлении по этому вопросу, и выражая свои предпочтения мнению, что ей нужно только восполнить пост, сказал: «Это мнение, на мой взгляд, наиболее верно, потому что более всего они походят на тех, кто болен или в пути, которые только должны восполнить пропущенные посты».

А Аллах знает лучше.

http://www.islam-qa.com/ar/ref/49794

Ссылки по теме:

Пост – одно из лучших лекарств

Книга «ат-Тыбб аль-бадиль» Польза сыяма

Хиджама для того, кто постится

Что лучше: поститься или нет беременной женщине?

Выделения, которые постоянно происходят у женщин

4 комментария