Анатомирование человеческих трупов для научно-медицинских целей

Во имя Аллаха  Милостивого Милосердного

Вопрос № 92820: Вскрытие трупов с целью изучения медицины.

Я обучаюсь в медицинском факультете и желаю стать, с соизволения Аллаха, успешным врачом. Однако, в своей учебной работе я сталкиваюсь с одной проблемой. Как студент, я иногда должен бываю проводить вскрытие мёртвых человеческих тел. Таким образом мне приходится оголять различные части тел и резать их. Является ли это дозволенным? Я не хочу поступать вопреки Шариату, и поэтому жду наставления.

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Исламскими научными собраниями и комитетами были проведены расширенные исследования для установления правового статуса анатомирования человеческих трупов в научно-медицинских целях. Причина тому – столкновение в этом вопросе двух основополагающих принципов:

1) неприкосновенность умершего человека и категоричность законоположений Шариата, обязывающих проявлять к нему почтение и уважение;

2) насущная необходимость, которая во многих ситуациях требует проведения вскрытия.

Здесь мы изложим научно-правовые заключения, вынесенные по этому вопросу исследовательскими советами и некоторыми современными учеными, в соответствии с которыми, по сути, нет греха в том, чтобы с целью изучения и преподавания медицины использовать в анатомировании мертвые тела людей, при условии, чтобы не было использовано тело такого человека, чье право на жизнь охраняется Шариатом, и чтобы при этом не были превышены пределы надобности и необходимости.

В резолюции Совета по исламскому праву в Мекке, со ссылкой на «Фикх ан-Навазиль» аль-Джейзани, указано:

«В связи с крайней необходимостью, требующей вскрывать тела умерших, и при которой важность пользы от результатов вскрытия превышает важность вреда от нарушения неприкосновенности мертвого человека, на заседании Совета по исламскому праву Международной Исламской Лиги вынесено следующее определение:

1. Разрешается вскрывать трупы людей в целях:

а) установления обстоятельств смерти или обстоятельств совершенного преступления при расследовании уголовного дела, когда для судьи становится затруднительным выявления причин прекращения жизни и он сочтет, что для их установления требуется проведение вскрытия;

б) распознания болезней с целью их предупреждения и изготовления лекарственных препаратов для их лечения, когда это можно осуществить только в результате вскрытия;

в) преподавания медицины и её изучения, как это практикуется в медицинских учебных заведениях.

2. При проведении вскрытия в рамках обучения, предусмотрены следующие ограничения:

а) Если личность умершего известна, то анатомировать его тело допустимо только при наличии данного им перед своей смертью разрешения на это, либо при наличии разрешения на это его наследников после его смерти, а тело того, чьё право на жизнь не охраняется Шариатом, следует вскрывать только при наличии крайней необходимости.

б) Обязательно ограничиваться только пределами крайней необходимости и не наносить телу покойного ненужных повреждений.

в) Вскрытием женских трупов могут заниматься только женщины врачи. Мужчинам можно вскрывать женские трупы только в том случае, если не найдутся врачи женщины.

3. Во всех случаях отсеченные части тела в обязательном порядке подлежат захоронению» (конец цитаты).

В книге «аль-Бухус аль-‘Ильмийа» Совета больших ученых КСА (2 / 83 – 84) написано:

«Вскрытие бывает трёх видов:

1) Вскрытие для нужд расследования уголовного дела;

2) Вскрытие для исследования эпидемических заболеваний, чтобы использовать результаты вскрытия для создания эффективных мер предосторожности от этих заболеваний;

3) Вскрытие в образовательных целях: для нужд обучения и преподавания.

Завершив прения, обсуждение мнений и исследование вопроса, на заседании Совета принято:

Касательно первого и второго вида, Совет считает, что дозволение этих видов отвечает многочисленным интересам в сфере безопасности, справедливости и защиты общества от эпидемических заболеваний. Вред от нарушенного вскрытием почтения к телу не представляет значимости по сравнению с многочисленными и всеобщими интересами, которые соблюдаются посредством этого.

Поэтому собрание единогласно определило признать дозволенным вскрытие человеческих трупов по этим двум основаниям, вне зависимости от того, будет ли вскрываемое тело телом такого человека, чье право на жизнь охранялось Шариатом, или же нет.

Что касается третьего вида, а это – вскрытие для нужд обучения, то исходя из того, что Исламский Шариат пришел, чтобы соблюсти и расширить интересы людей, чтобы исключить и сократить вред, чтобы посредством совершения наименьшего из двух зол можно было избежать наихудшего из них, и чтобы при столкновении различных польз предпочтение было отдано более приоритетной из них, а также исходя из того, что анатомирование трупов животных не может служить заменой анатомирования человеческих трупов, и из того, что в анатомировании содержится много пользы для научного совершенствования в различных областях медицины, собранием было определено:

Вскрытие человеческого трупа в общем не запрещено. Однако, Исламский Шариат заботится об обеспечении почтительного отношения к мёртвому мусульманину также, как забоится об этому в отношении живого мусульманина, что подтверждается хадисом, который передают имам Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджах со слов ‘Аиши, – да будет доволен ею Аллах! – о том, что Пророк – мир ему и благослвоение Аллаха! – сказал: «Ломать кости мёртвого – это то же, что и ломать кости живого».

Анатомирование же является пренебрежением к его неприкосновенности. Да и к тому же, необходимость в анатомировании в данном случае может быть реализована и с использованием трупов людей, чьё право на жизнь не охранялось Шариатом. Поэтому собрание считает, что в данном случае достаточно ограничиться вскрытием только таких трупов и не трогать тела тех, чье право на жизнь Шариат охраняет» (конец цитаты).

В Собрании фетв Ибн База (22 / 349) указано:

«Если покойный при жизни был тем, чье право на жизнь охраняется Шариатом, не зависимо от того, мусульманин это или неверующий, мужчина или женщина, то не разрешается анатомировать его, так как это является скверным отношением к нему и посягательством на его почтенность. В хадисе, который приводит Абу Дауд (2792), сообщается, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Ломать кости мёртвого – это то же, что и ломать кости живого».

Если же он будет не из тех, чьё право на жизнь охраняется Шариатом, как например, вероотступник или враг, то я не вижу греха в том, чтобы анатомировать его тело в медицинских интересах» (конец цитаты).

А Аллах же знает лучше!

Ислам: Вопрос и Ответ

1 комментарий