Вопрос:
Есть молодой человек, который страдает от психологического стресса, депрессии и беспокойства, и он не знает, что является причиной. Обратите внимание, что он выстаивает кыйям аль-лейл (ночная молитва), постится и молится (пять ежедневных молитв), но иногда он спит и пропускает молитвы. Он посещает исламские классы, читает книги и он пытается запомнить Куран, и он слушает исламские кассеты. Несмотря на это, он страдает от депрессии и беспокойства. Обратите также внимание, что этот молодой человек очень любит его тетю по отцовской линии, всегда помогает ей, и тетя находится в добром здравии. Я надеюсь, что вы ответите мне как можно скорее, таким образом, чтобы этому молодому человеку можно было бы оказать помощь.
Ответ:
Хвала Аллаху.
Мы рады видеть ваше беспокойство за этого молодого человека, и ваше желание найти эффективное средство, чтобы предложить ему, в надежде, что Аллах даст ему пользу через это. Тем самым укрепляются узы исламского братства. Мы надеемся, что Аллах вознаградит вас за это.
Вы объяснили ситуацию этого молодого человека, и мы ответим в следующих пунктах:
В этой “дунья” (“этот мир” – название в арабском несет оттенок того, что это является близким, и основой, и низким), жизнь человека не является последовательной, скорее обстоятельства ее будут различны, и будет то, что ему нравится и то, что ему не нравится. Мудрый человек, когда он думает об этом мире, поймет, что ему необходимо разработать оптимистические перспективы и положить конец тревоги и стресса, которые могли бы обеспокоить его и вызывать стресс.
То, что шайтан хочет сделать — это вызывать горе и стресс. Интроверты и думающие постоянно о боли и печали дают прекрасную возможность шайтану, и это может привести к умножению тревоги и стресса. Заглядывания в будущую счастливую жизнь и оптимизм являются одними из средств поддержания чувств в спокойствии. Как известно, этот мир является смесью легкости и работы в трудных условиях, радости и печали, надежды и боли, так почему человек помогает темной стороне возобладать над светлой стороной?
Мудрость диктует — если человек не может сделать оптимизм преобладающим, то, по крайней мере, он должен думать на основе сбалансированности и объективности.
Во-вторых:
Чувство стресса и то, что жизнь слишком сложна, не контролируют человеческое сознание, если нет причин, которые провоцируют такого рода чувства. Скорее это говорит, что отношения между человеком и его Господом не созвучны (не складываются). Чем больше человек обращается к Аллаху и основное внимание направляет на него, тем больше он будет чувствовать в себе чувство спокойствия и комфорта, в такой степени, что никто не знает этого, кроме Аллаха. Поэтому те, кто знают Аллаха, близки к нему и боятся его, счастливые люди, до такой степени, что один из них сказал, хорошо известно фразу (прим. перев.): “Если бы короли и сыновья королей знали, какая радость у нас есть, то они боролись бы с нами за нее мечами.” Об этом также говорится в Коране Аллахом (толкование смысла): “Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали.” [Куран 16:97]
Но состояние стресса – это своего рода сигнал, который предупреждает человека о проверке его отношений с его Господом, потому что грехи могут иметь эффект того, что человек становиться рассеянным и не целенаправленным. Аллах говорит (толкование смысла): “А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым.” [Куран 20:124] Есть много добра в молодом человеке, о котором вы спрашиваете, это человек, который стремится получить знания, и он делает нафль поклонения, такие как пост, и он поддерживает узы родства со своей тетей. Однако вы должны обратить его внимание на тот факт, что он должен проверить его отношения с Аллахом, может быть у него есть некоторые прегрешения, которые не позволяют ему достичь этого чувства счастья, некоторые грехи, которые он совершил в связи с правом Аллаха или правами других лиц. Поэтому призываем его много каяться и просить прощения, особенно ввиду того, что вы сказали, что он иногда спит и пропускает молитву – это серьезный вопрос, хотя многие люди принимают это с легкостью.
В-третьих:
Может быть, что этот тест для этого человека через бедствия и беды является тем, что было определено для него Аллахом, чтобы повысить его статус, если он продолжает подчиняться тому, что приказал Аллах, и быть терпеливым и признавать приказы Аллаха. Все, что Аллах приказал для верующего – хорошо для него в его делах, как духовных, так и мирских. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит (прим. перев.): «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».(Передал Муслим, 2999)
Если что-то плохое случается с верующим, он либо переносит его с терпением, либо с паникой. Если он терпелив, он получает большое вознаграждение, принимая волю и приказы Аллаха, потому что он знает, что это исходит от Аллаха, поэтому он чувствует себя в согласии с ним и принимает его. Так в чем есть причина для паники и чувства тревоги?
Напротив, если он нетерпелив, и он реагирует на то, что обрушивается на него от грехов в панике, гневе, тревоге и стрессе, то он потеряет награду, которую обещал Аллах тем, кто терпелив. Аллах говорит (толкование смысла): «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» [Куран 39:10]
В-четвертых: Он искренне должен обращаться к Аллаху и призывать его (делая дуа), моля его освободить его от этого васвас (нашептывания шайтана) и искать убежища в нем от проклятого шайтана. Ибо раздражает шайтана душевное спокойствие верующего и его довольство, поэтому он шепчет ему, отвлекая его от этого, чтобы сделать боязливым и сбивчивым.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил нас дуа, которым мы можем отвратить тревоги и стресс. Ахмад (3528) передал, что Масуд ибн Абд-Аллах сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал (прим. перев.) От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет: “О Аллах, поистине, я – Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”, — то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью». Люди сказали: “О посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить». Ахмад 1/391, Ибн Хиббан 3/972, ат-Табарани 10352. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Абуль-Фадль аль-Багъдади, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани.
أَللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ، ابْنُ عَبْدِكَ، ابْنُ أَمَتِكَ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ مَاضٍ فِي حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِي قَضَاؤُكَ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَلَكَ، سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ أَوْأَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ، أَوِاسْتَأْ ثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي، وَنُورَ صَدْرِي، وَجَلاَءَ حُزْنِي وَذَهَابَ هَمِّي
/Аллахумма инни ‘абдук, ибну ‘абдик, ибну аматик, насыети биедик, мадын фи хукмук, ‘адлюн фи къада-ук, ас алюка бикулли-смин ху уаляк, саммайта бихи нафсак, ау анзальтаху фи китабик, ау ‘аллямтаху ахадан мин хъалькъик, аууиста‘ сарта бихи фи ‘ильмиль-гъейби ‘индак, ан тадж’аля Къурана раби’а къальби, уа нура садри, уа джаля-а хузни, уа захаба хамми /. Прослушать
В-пятых: Попробуйте указать на то, чтобы он изменил что-то в его повседневной жизни, чтобы позволить себе возможность делать различные виды допустимых вещей, которые будут освобождать его от скуки и возобновлять его энергию. Нет ничего плохого в поездках с целью отвлечения или для отдыха, но не впадая в крайности. Но лучше чем это, если он может выезжать в Умру и посетить Мечеть Пророка, потому что смена впечатлений может быть очень полезным.
В-шестых: Он должен держаться подальше от мест, в которых он чувствует себя беспокойным и сильнее волнуется, или они заставляют его чувствовать это снова. Он должен избегать чтения книг, в которых рассказывают печальные истории, и ему не следует пытаться сидеть с людьми, которые обеспокоены и волнуются, даже если его намерение состоит в том, чтобы утешить их. Напротив, он должен пытаться прочитать полезные книги, которые уберегут его от этих забот. Если он чувствует себя напряженно и расстроенно, он не должен изолировать себя или постоянно думать о своих проблемах в этой ситуации.
И наконец:
Наши рекомендации в этому молодому человеку в том, что он должен поднять голову и ожидать, смотря в будущее с оптимизмом и уверенностью, что он добьется успеха. Я говорю ему: у вас есть большой потенциал для достижения успеха и высокие достижения, и многого следует ожидать от такого, как вы. Мы надеемся, что эти проблемы и тревоги, будут отстранены от вас. Да сделает Аллах ваши дела легкими для вас и освободит вас от ваших бед и беспокойства.
И Аллах знает лучше.
http://islamqa.com/ar/