Оральный контрацептив обычно является комбинацией синтетического эстрогена и прогестина (т.е. двух основных видов женских гормонов), который женщины принимают 21 день из 28-дневного цикла. Эти гормоны действуют путем подавления, но не устраняют овуляцию, утолщая цервикальную слизь и изменяя контур матки.
В 1972 г. было замечено, что оральные контрацептивные таблетки, содержащие искусственные гормоны местранол и норитинодрел явились причиной метастазирующего рака молочной железы у самки резус-обезьяны. Это было особенно тревожно, т.к. у резус-обезьян очень редко развивается рак молочной железы. Озабоченность возросла, когда было замечено, что и у гончих, и грызунов развился рак молочной железы в результате приема гормонов, содержащихся в сегодняшних ОКТ.
В 1989 г. Андерсон и соавторы опубликовал классическую работу, касающуюся влияния ОКТ на показатель деления клеток молочной железы. Они обнаружили, что нерожавшие женщины, которые принимали ОКТ, имели значительно более высокий показатель деления клеток молочной железы, чем нерожавшие женщины, которые не принимали их. Это было особенно важно, т.к. известно, что в общем, клетки, которые делятся быстрее, более беззащитны к канцерогенам (т.е. агентам, являющимся причиной рака) и, таким образом, более способны стать раковыми.
Скромно посчитано, что женщина, которая принимает оральные противозачаточные таблетки, будет иметь, по крайней мере, один аборт из расчета каждого следующего года, когда она будет продолжать принимать этот контрацептив. Вынужденный аборт перед первой полноценной беременностью отмечен как фактор, увеличивающий для женщины риск заболевания раком молочной железы на 50%. Может ли аборт в течение первой недели зачатия иметь вредный эффект касательно рака молочной железы? Гормональную физиологию ранней беременности трудно измерить, но Стюарт и соавторы показали, что уровни эстрадиола и прогестерона (женских гормонов) начинают повышаться над базовой линией уровней в течение четырех дней зачатия, таким образом до имплантации и до начала повышения уровня Человеческого хорионгонадотропного гормона. Ранний аборт является причиной внезапного падения уровней этих гормонов.
В 1981 г. Пайк и соавторы обнаружили, что женщины, которые принимали ОКТ в течение 4 лет до первой полносрочной беременности, имели, по крайней мере, в 2.25 раз повышенный риск развития рака молочной железы в возрасте до 32 лет. Это ошеломило исследовательский мир и привело к дополнительным исследованиям, включая очень большое исследование под названием CASH (Раковое и стероидное гормональное изучение). В 1993 г. CASH показало, что женщины до 44 лет имеют 40% повышенного риска рака молочной железы, что достигает статистической значимости в возрастной группе 34-44 лет.
Позже в Англии Чилверс и соавторы опубликовали результаты другого большого исследования под названием «Национальное исследование Объединенного Королевства». Оно показало, что молодые женщины в возрасте до 36 лет, которые использовали оральные котрацептивы в течение 4 лет до их полносрочной беременности, имели, по крайней мере, 44% повышенного риска заболевания раком молочной железы. Последнее большое исследование, выполненное в 1995 году Бринтоном и соавторами, показало 42% повышенного риска для женщин, котрые использовали ОКТ в течение более чем 6 месяцев до полносрочной беременности.
Четыре крупнейшие исследования женщин в возрасте до 45 лет показывают по крайней мере 40% увеличения первичного относительного риска для женщин, которые принимали ОКТ до первой полносрочной беременности.
Итак, если женщина принимает оральные контрацептивные таблетки до рождения первого ребенка, она подвергает себя 40% повышенного риска развития рака молочной железы в сравнении с женщинами, которые не принимают таблетки. Женщины, которые принимали ОКТ долгий период времени (т.е. 4 года и дольше), особенно, если они начали в раннем возрасте, находятся в группе повышенного риска развития рака молочной железы. Исследование Бринтон показало 210% повышенного риска у молодых женщин (т.е. в возрасте до 35 лет), которые принимали ОКТ более, чем 10 лет, если начали принимать их до 18 лет. Другую группу риска составляют женщины, которые начали принимать их до 25 лет и нерожавшие женщины. Все три категории женщин составляют группу повышенного риска с индивидуальными исследованиями, колеблющимися от 40% до 200% повышенного риска.
Отмечалось, что ОКТ сокращают показатель рака матки и яичников. Между тем, следует отметить, что ОКТ также увеличивают риск рака шейки матки и печени.
Относительно препаратов Норплант и Депо-Провера, Скег и соавторы обобщили данные Всемирной Организации Здравоохранения и Новозеландские исследования, наблюдавшие за женщинами, которые принимают Депо-Провера в течение длительного времени. Он обнаружил, что женщины, которые принимали Депо-ровера от двух до трех лет в возрасте до 25 лет, имели 310% статистически значительного риска заболевания раком молочной железы. Риск долгосрочного использования Норплант молодыми женщинами может быть таким же опасным, как и при использовании Депо-Провера.
Д-р Крис Каленборн